Речь (нормы развития + о логопедах)

Варвара
Сообщения: 1019
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Re: Речь (нормы развития + о логопедах)

Сообщение Варвара »

Ксюрашек писал(а):
Floreal писал(а):Самое конечно, что меня удивило и поразило, что когда я завела эту тему с воспитателями, она сказала, что треть ребятишек группы не говорит толком...а пару деток молчат в принципе..и это возраст с 3-4 лет...
В осн. мальчики в группе молчуны...
korlada писал(а):И в садике(речевом) у нас почти одни мальчики в группе
Да, речевые патологии действительно чаще встречаются у мальчиков. Ранее, работая в речевой школе, у меня из 12 чел. класса было 9 мальчиков и 3 девочки... на данный момент, работая в д/с, из зачисленных на занятия, 13 мальчиков и 5 девочек... :!:

Задержка речевого и психоречевого развития – что это и как бороться?

По роду деятельности мне приходится встречаться с 2 противоположностями в родительском отношении к ребёнку. Первые – сверхобеспокоенные родители, которые, когда ребёнок в 2 года не говорит развёрнутыми фразами, бьют тревогу. А как же! По словам соседки тёти Маши её малыш уже все стихи Барто наизусть читает!
И вторая группа родителей – это те, которые упорно не замечают проблем в развитии ребёнка, и только когда врачи однозначно ставят задержку в развитии, обращаются к специалистам. Иногда я сталкиваюсь с настолько запущенными случаями, что бывает горько говорить родителям, что помощь запоздала, и теперь можно лишь немного адаптировать ребёнка к жизни в обществе.
Так что же такое задержка речевого развития и задержка психоречевого развития?
Девочки, продолжение в статье, есть много ответов на ваши вопросы:
http://centr-razvitia.ucoz.ru/publ/zade ... /10-1-0-41
Варвара
Сообщения: 1019
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Re: Речь (нормы развития + о логопедах)

Сообщение Варвара »

Admin писал(а):
Как учить малыша разговаривать: особенности развития и направление действий

Обычно, если дети не начинают разговаривать «когда надо», родители настораживаются и спешат обратиться к педагогам по раннему развитию. Не умаляя значимости профессиональной поддержки, нужно признать, что именно с «подачи» близких начинается становление речи. Врачи и педагоги должны интенсивно вмешиваться в процесс только в тех случаях, когда родители явно не могут справиться своими силами.

Развитие речи: факты и заблуждения

О том, какие условия сопровождают нормальное развитие детей, можно услышать множество мнений. Среди них стоит выделить те, на которые действительно нужно обращать внимание, и домыслы (либо просто устаревшие взгляды).

Факты

Речь связана с протеканием беременности и родами. Речевая патология может проявиться из-за перенесенных вирусных заболеваний или токсикозов, из-за проблем в эндокринной сфере, особенно в первые три месяца беременности. Родовые травмы или инфицирование также ответственны за «опоздание» говорения.

Дети начинают говорить позже из-за соски. Соска-пустышка может сформировать неправильный прикус (если она не ортодонтическая), а после года от ее использования лучше вообще отказаться. Более того, когда малышу постоянно дают соску, в процессе «бездумного» сосания у него пропадает желание интересоваться окружающим миром и познавать его.

Речь тесно связана с движениями рук. Отечественные и зарубежные физиологи подтверждают, что мелкие движения пальцев (пересыпание крупы, застегивание пуговиц, правильное захватывание карандаша) связаны с речевыми зонами в коре головного мозга и способны повысить его работоспособность.

Мифы

Развитие речи зависит от пола. Действительно, девочки развиваются в целом быстрее, но мальчики с течением времени «догоняют» их. Хотя дефекты речи у мальчиков встречаются чаще, точной связи формирования речи с полом не установлено — для детей более важно влияние семьи и общества в целом.

Дефекты речи невозможно вылечить. Современные методики позволяют преодолевать заикание и другие дефекты даже у взрослых, в том числе передающиеся по наследству и рецидивирующие.

Когда «надо» начинать говорить

«Надо» — понятие довольно расплывчатое, когда дело касается детей, в силу их индивидуальных особенностей. Есть общие принципы — их лучше воспринимать как вехи на пути роста, а не как руководство, с помощью которого можно заставить ребенка говорить, если он еще не начал.

Признаки нарушений речи

В определенном возрасте по некоторым характерным признакам можно понять, «запаздывает» ли малыш в говорении. На первый взгляд некоторые из этих признаков вообще не связаны с общением, но на самом деле они имеют к нему самое непосредственное отношение.

Возраст Нарушения развития речи

1 год Не произносит отдельные слова. Не выполняет простые просьбы (принести, показать что-нибудь). Неадекватно реагирует на замечания или похвалу

1 год 4 месяца Не использует слова «мама» и «папа» согласно ситуации

2 года Добивается желаемого с помощью звуков, плача, жестов. В активном запасе не более 10 слов. Взрослых не слушает или слушает безучастно. Не показывает части тела, если ему их назвать. Не может выполнить сложные просьбы (например, «пойди к столу и принеси мне ложечку»). Не может узнать на фотографиях близких людей

2,5 года Не разделяет понятия, например, «большой» и «маленький». Не использует короткие предложения из 2-3 слов

3 года Не понимает сказки и короткие стишки, не делает попыток их пересказывать. Не различает величины (например, не «видит», какая линия самая короткая). Не отвечает на вопрос о своем имени

4 года Не считает в пределах от одного до пяти. Не знает, как называются цвета. Не рассказывает стихи, отказывается слушать длинные сказки

Старше 6 лет Искажает слова (даже знакомые), не запоминает стихи и не может пересказывать тексты. Повторяет первые звуки, слоги, слова (заикание)

Если есть задержка

Итак, вы обнаружили некоторые отклонения в формировании речевых навыков у ребенка. Вы уже знаете, что «критических сроков» старта говорения не существует, но все же можно начать кое-что предпринимать, чтобы научить малыша говорить в любом возрасте.

Регулярно общайтесь. Вашего общения ничто не заменит. Рассказывайте, что вы в данный момент видите, делаете или собираетесь сделать. При этом не превращайте общение в собственный монолог — делайте паузы. Молчание? Озвучивайте ответ сами, при этом как бы переспрашивая.

Обратитесь к врачам. Это логопед, невропатолог, психолог. Обследование покажет, все ли в порядке, а если имеются проблемы, можно заниматься причинами задержки речевого развития под наблюдением доктора. Специалист сможет «поставить» звуки, дать толчок началу речи у детей, которые совсем не разговаривают, и посоветовать различные занятия в домашних условиях.

Рассчитывайте на помощь врачей и на собственные усилия — все это в совокупности принесет свои плоды. Не оставляйте ситуацию «как есть», особенно если заметили отклонения в возрасте до трех лет: в это время еще можно быстро достичь хороших результатов!

Эффективные способы обучения речи

Проконсультировавшись со специалистами, вы будете знать, как учить ребенка говорить. Многое зависит от возраста, физического и психического состояния, атмосферы дома и в детском саду и других факторов. На время начала говорения также могут повлиять важные события, к которым детям приходится привыкать: смена обстановки, окружения, образа жизни.

Первое слово: учим говорить «мама»

Специалисты отмечают: примерно в 60% случаев первым словом у младенцев становится не «мама» или «папа», а «дай». Это происходит из желания исследовать окружающий мир, но до некоторых предметов самому не дотянуться. Старайтесь всегда называть все вещи, которыми интересуется малыш — это непременно отложится в его памяти. А как насчет слова, которого так ждет вся семья? Известно, как научить ребенка говорить «мама», даже если ему всего четыре месяца.

Именно в этом возрасте речь начинает развиваться очень интенсивно, так как дети слушают взрослых, учатся понимать их, пополняют словарный запас (пока что пассивный) и тоже пытаются говорить, а точнее, «гулить» — произносить отдельные звуки. Легкими и наиболее естественными звуками для младенца являются гласные и губно-губные согласные: «б», «п», «м».

Проще всего побудить малыша воспроизвести слог «ма». Это особенно удобно, если он уже начинает произносить «м-м-м» — превратите этот звук в слог «ма». Повторите. Помолчите. И так несколько раз. Как только вы услышите «ма» — улыбнитесь, обнимите, похвалите, поаплодируйте!

Дальше можно начинать петь песенки, без слов, заменяя их на «ма-ма-ма». Еще один действенный прием — если мама говорит о себе в третьем лице: «смотри, что мама принесла», «иди к маме», «мама тебя любит». Вы можете не получить результата сразу, но если доктор утверждает, что общее развитие вашего крохи идет хорошо, главное слово обязательно будет произнесено.

Фразы и предложения

Вы мечтаете, чтобы чадо порадовало вас не просто отдельными звуками или словами, а короткими фразами или целыми предложениями? Наберитесь терпения: возможно, это получится у него не скоро и не идеально.

Рекомендуется начинать общаться с малышом еще во время беременности и продолжать с первых же дней его жизни. Пассивное формирование словарного запаса происходит постоянно, и здоровые дети обязательно наверстывают упущенное даже в более позднем возрасте.

Вот несколько рекомендаций по поводу того, как правильно учить ребенка говорить — в дальнейшем он начнет строить фразы именно так, как нужно.

Поощряйте желание познавать. Мало работать над произношением: любое слово должно соотноситься с явлениями и предметами. «Подогревайте» интерес ко всему, и не обязательно нагружать детскую память синонимами или слишком сложными определениями. Дождитесь, пока будут усвоены простые понятия, и постепенно пополняйте «словесный багаж».

Не искажайте слова. «Сюсюканье» бывает обычной практикой во многих семьях. От нее нужно отказаться. Пусть дети называют качели «катеи», а солнышко «сёисько» — родители должны показывать образец верного произношения, иначе детей приходится переучивать.

Читайте. Для начала — простые стихи, сопровождающиеся яркими рисунками. Они развивают воображение, расширяют словарь, закрепляют в памяти уже известные понятия. Сделайте чтение регулярным.

Стройте диалог. Старайтесь чаще задавать ребенку вопросы: это научит его излагать мысли связно. Не слышите ответов — попробуйте немного подсказывать, стимулируя попытки выразить желаемое. Обязательно используйте диалоги, например, в процессе игры — между игрушками. Пойте песенки (хорошо, если диалоги есть и в них).

Не нужно сравнивать ребенка с другими, более «успешными»: это излишний стресс и для него, и для вас. Создайте комфортную, дружественную атмосферу в семье, тогда у малыша не пропадет желание заниматься и общаться.
http://kids365.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit/
Варвара
Сообщения: 1019
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Re: Речь (нормы развития + о логопедах)

Сообщение Варвара »

Owl писал(а):
Как помочь ребенку с дислексией и дисграфией: простые летние упражнения

Логопед-психолог и лингвист Инна Богородицкая делится советами с родителями, которых волнует проблема дислексии и дисграфии у ребенка.


1. Категорически перестать писать с детьми диктанты. Это бессмысленно. И это нервирует ребенка. Диктант — не метод работы, а метод проверки, контроля.

2. Если сын или дочь не любят чтение, не стоит заставлять ребенка много читать! Читайте ему больше вслух, а он пусть дочитывает последний абзац, потом два абзаца, три и т.д. По договоренности. Ему неуютно в мире символов. Чтение не стало его любимым делом. Нужно понимать это и не перегибать палку. Можно вместе читать диалоги, чтение по ролям всегда интересно. В детях «сидят» актеры! Они все мечтают играть и разыгрывать сцены. Неслучайно раньше были приняты детские постановки. Кстати, не только для детей это полезно! Если вы начнете ставить спектакли, считайте, что вы уже на пути избавления от многих проблем с языком.

3. Анализ и синтез не должны иметь никакого отношения к процессу обучения чтения и письму! Анализ-синтез формируются позже. Фонетический анализ мешает, а не помогает. Как бы это донести до методистов? Такие упражнения делать не нужно.

4. Активно пополняйте словарь ребенка. За счет слов, которые находятся вокруг вас. Особенно легко и приятно делать это летом на природе. Называйте явления природы, части растений, насекомых. Кстати, знаете, откуда произошло слово «насекомое»? От глагола «сечь». Тело их всегда рассечено на три части. Словари вам в помощь! Особенно этимологический, словарь синонимов.

5. Больше разговаривайте для закрепления. Расскажите, что вы увидели вместе, кому-то из членов семьи.

6. Введите систему записок. Сегодня мы не разговариваем, а только пишем записки. Но на бумаге. О чем угодно. Только писать и описывать. Обсуждать фильмы и книги. Искать параллели и сравнивать. Вот некоторые из фильмов, которые советую: «Где это видано, где это слыхано», «Приключение желтого чемоданчика» (о болтовне и глупости), «Чудак из 5 б» и «Девочка, хочешь сниматься в кино».

Уточняю: все мои советы и рекомендации стоит забыть, если ребенок делает что-либо с удовольствием. Если, к примеру, он любит писать диктанты. Сам любит. Пусть пишет! Все, что делается с удовольствием, принесет пользу!

Всем — удачи!
http://www.matrony.ru/deti-s-disleksiey ... e-na-leto/
Варвара
Сообщения: 1019
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Re: Речь (нормы развития + о логопедах)

Сообщение Варвара »

Owl писал(а):
Логопедический массаж для ребенка

Чем старше становится малыш, тем больше массажных приемов и гимнастических упражнений для развития речевого аппарата вы можете выполнять во время занятий.


Занятие можно разделить на две части – подготовительную и основную. Начинаем с ласковых поглаживаний лица. А затем постепенно переходим к более интенсивным приемам – надавливанию и вибрации. Вибрирующие движения выполняются преимущественно кончиками пальцев (палец словно дрожит), давление на кожу крохи при этом легкое и время воздействия не более 10 секунд на одну точку, потом пальцы перемещаются к следующей точке. Также во время вибрации пальцы можно передвинуть, например, от переносицы по бровям, к вискам и т.д. Вибрирующие движения с отрывом от кожи напоминают легкие похлопывания.

Погладим

Поглаживайте от висков по нижней челюсти к центру подбородка. 4–5 раз.

Изображение

Поглаживайте подбородок от центра к мочкам ушей. 4–5 раз.

Изображение

Круговыми движениями поглаживайте вокруг губ ребенка. 6–8 раз.

Изображение

Надавим

Легкими вибрирующими движениями пройдитесь по губам – от середины к уголкам. Сначала по верхней губе, затем по нижней.

Изображение

Положите указательные пальцы на уголки губ ребенка и растяните их плавно в улыбку, немного подержите, а затем сведите пальцами губы в трубочку, как при произнесении звука.

Изображение

Слегка поднимите пальцами брови ребенка вверх, задержите на секунду и отпустите. 6–8 раз.

Изображение

Слегка подуйте на лицо ребенка, чтобы он зажмурил глаза 3–4 раза.

Изображение

Поставьте палец в ямку под нижней челюстью и слегка повибрируйте около 8–10 сек. Этот прием поможет расслабить корень языка, что будет полезно, если ребенок часто давится пищей и склонен к рвотным позывам. Надавите на подбородок ребенка, побуждая карапуза открыть ротик, задержите на секунду, а затем легким нажатием снизу под подбородок помогите его закрыть.

Изображение

Попробуйте плавным движением поднять верхнюю губу к носу, а затем опустить нижнюю губу вниз к подбородку. 4–5 раз.

Изображение

Не стремитесь выполнить все упражнения в том порядке, который указан в журнале. Если какие-то из приемов ребенку неприятны – пропускайте их, заниматься через сопротивление ребенка нельзя. Кроха должен получать от занятий удовольствие. Для него это игра.
https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebe ... nka-urok-2
Варвара
Сообщения: 1019
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Re: Речь (нормы развития + о логопедах)

Сообщение Варвара »

Owl писал(а):
Логопедический массаж

Вот мы и переходим на более сложный уровень. Учимся массировать внутреннюю поверхность щек и язык карапуза. Имейте в виду, не каждому крохе такое понравится.


У младенцев язычок очень чувствителен: прикосновение к нему способно вызвать проблемы. Надавив чуть сильнее, спровоцируете рвотный рефлекс, поэтому будьте предельно внимательны. Старайтесь не «уходить» дальше средней линии языка. И следите, чтобы пальцы не соскользнули к корню языка. Вместо пальцев используйте силиконовую зубную щетку, надетую на палец взрослого, или оберните его хлопчатобумажной салфеткой.

И прикорм тоже?!

Природа позаботилась о естественном массаже рта малыша изнутри. Своевременное введение в рацион ребенка твердой пищи, ее пережевывание и глотание – тоже своего рода массаж и гимнастика. Выполнение гигиенических процедур (умывание, чистка зубов, вытирание лица махровым полотенцем), вписавшись в жизненный уклад ребенка, развивает артикуляционный аппарат и лицевую мускулатуру, помогает малышу подготовиться к активной речи.

Логопедический массаж: сначала все просто

Массаж стимулирует тактильные ощущения ребенка и готовит мышцы к новым упражнениям.

1. Если ребенок позволяет, погладьте его язычок сначала от середины к кончику, а затем от середины же справа налево и слева направо. Постепенно начинайте движения по кругу. Повторите каждый прием 6–8 раз. Старайтесь не уходить дальше середины язычка, акцент на кончик и переднюю часть.

2. Проведите пальцем по кончику языка справа налево и обратно тоже 6–8 раз.

3. Положите палец на передний край язычка и слегка повибрируйте им. Продолжайте 8–10 сек. Положите палец под боковой край языка в районе коренных зубов и сделайте то же самое. Там находятся протоки слюнных желез, массаж которых помогает снизить слюнотечение.

Уже сложнее

В некоторых случаях активность языка, губ и челюстей у крохи настолько снижена, что он лишается возможности копировать поведение взрослого. Смотрит на улыбающуюся маму и не повторяет ее мимику. В этом случае необходимо включать в занятие элементы пассивной артикуляционной гимнастики. Ее задача – активизировать ощущения от собственных движений и ощущения от неподвижного положения. Иногда нескольких занятий достаточно, чтобы карапуз усвоил нужные дествия. И они становятся привычными и доступными к выполнению. Ребенок начинает делать то, чего не мог раньше. Упражнения, приведенные ниже, научат младенца улыбаться вам в ответ.

1. Надавите на подбородок ребенка, побуждая открыть ротик, задержите на секунду, а затем легким нажатием снизу под подбородком помогите крохе закрыть рот. Сопровождайте упражнение потешкой:

Котик-котик, открой ротик! Приходила кошка, приносила ложку.
В ложке кашка, не зевай, скорей ротик открывай!

Изображение

2. Положите палец горизонтально под нижнюю губу и продвигайте ее к верхней губе, словно ребенок произносит «па-па-па».

Па-па-па, па-па-па,
вот и манная крупа.
Будем кашку варить,
будем папу кормить!

3. Попробуйте аккуратно двумя пальцами поднять верхнюю губу малыша к носу. Затем отпустите нижнюю губу вниз к подбородку. И так 4–5 раз.

Губки, словно ягодки, –
Красные, да сладкие.<
Будут делать ягодки
По утрам зарядку!

Изображение

4. Положите указательные пальцы на уголки губ ребенка и растяните их плавно в улыбку, слегка подержите. Затем сведите пальцами губы в трубочку, как при произнесении звуков «У» и «О». И не забывайте про потешки.

Маленькие крошки
играют на гармошке!
Ты, гармошка, играй,
деткам плакать не давай!

Изображение

Изображение

5. В завершение гимнастики аккуратно возьмите язычок крохи за кончик и подвигайте им вправо-влево. Для предотвращения соскальзывания используйте чистый хлопчатобумажный платок.

Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
Наши часики идут, язычок с собой ведут!

Для предотвращения скольжения по слизистой нельзя использовать бумажные салфетки или платки. Они намокнут и расползутся по ротику малыша. И могут забиться в горло карапуза. хорошо, если он сумеет их вытолкнуть! А если нет?!
https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebe ... azh-urok-3
Варвара
Сообщения: 1019
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Re: Речь (нормы развития + о логопедах)

Сообщение Варвара »

Кошка Кошкина писал(а):
Заколдованные звуки: когда следует говорить о задержке речевого развития

«Сначала родители ждут, когда ребенок заговорит, потом – когда же он замолчит» – эту шутку многие из нас понимают буквально. И терпеливо ждут лучших времен, даже если речь идет о трехлетнем молчуне. А между тем медлить не стоит, считает доктор медицинских наук, профессор, заведующая детским отделением центра патологии речи и нейрореабилитации Елена Парцалис.

Что такое норма?

Молодые мамы обычно очень внимательно следят за тем, соответствует ли норме развитие их малыша: сколько часов он спит, сколько граммов молочка выпивает, когда поднимает головку. Точно так же важно знать, какие этапы проходит развитие его речи. Не стоит думать, что проверять соответствие этой норме нужно ближе к детскому саду – отклонение от принятых стандартов заметны буквально с первых дней жизни. Итак, какова же норма?

«В первые несколько месяцев жизни малыш начинает гулить, – говорит Елена Парцалис, – он произносит отдельные звуки и случайные сочетания звуков типа «аг».

Примерно с 6 месяцев маленький принимается лепетать. Лепет – это стихийное складывание звуков в слоги. «Ма-ма, бе-бя, ди-дя», – произносят детишки с таким усердием, что многие самолюбивые мамы считают, что чадо заговорило!

Однако, даже если 6- или 7-месячный ребенок произносит заветное «мама», словом оно не является, так как малыш еще не соотносит его с физическим объектом, то есть с самой мамой.

К году детишки пробуют выговаривать осознанные слова. В этом возрасте словарь ребенка состоит из 10–20 самых простых «высказываний» типа «нет», «да», «дай», «стой», «мама», «пить». Еще малыши сейчас с удовольствием подражают: «ав-ав», «мяу-мяу», «бе-е-е»... В общем пищат, лают и блеют! И это тоже возрастная норма.

Первая половина 2-го года жизни – время накопления словарного запаса, поэтому даже если ваше годовалое сокровище пока не самый лучший собеседник, разговаривать с ним нужно много.

К 1,5 годам малыш обычно осваивает фразовую речь, то есть в его лексиконе появляются глаголы: «хочу пить», «пойдем гулять», «не хочу спать»…

К 2 годам дети уже справляются с развернутой фразой, имеющей эпитеты: «дядя хороший, мне он нравится», «кашу я не буду, она не-вкусная». Так что, если ребенок развивается нормально, к двум годам он превращается в человека, с которым вполне можно беседовать.

Миф про мальчиков

Считается, что мальчики начинают говорить позже девочек, а значит, на них «нормативы» развития речи не распространяются. Специалисты и правда отмечают, что сильный пол сталкивается с трудностями в ее освоении чаще слабого. С чем это связано – неизвестно. Но это вовсе не повод сидеть сложа руки, наоборот, за речевым развитием мальчиков нужно следить еще внимательнее.

Если речь малыша развивается не по возрасту, она стала не такой плавной и слитной как раньше или ребенок начал запинаться, путает звуки, нужно, не откладывая, обратиться к специалистам – логопеду и неврологу. Врач и педагог обследуют ребенка, назначат ему лечение или просто расскажут, как быть. Если потребуется, к разговору или работе присоединится еще и психолог. Общими усилиями специалистов, маленького пациента и его родителей можно справиться с самыми сложными проблемами.

Если не норма, то?..

Существуют разные условия, при которых эти фазы развития нарушаются. «Не всегда речь идет о проблемах со здоровьем маленького, – уверяет Елена Парцалис, – чаще причина задержки в развитии речи кроется в особенностях домашнего «климата», среди которых, например, молчаливая от природы или замученная мама, которая не озвучивает свои действия и обращается к малышу в основном «по делу». Ведь, для того чтобы заговорить, ребенок должен наслушаться. Вот нам, взрослым, для того чтобы освоить незнакомый язык, нужно как минимум регулярно слышать иностранную речь, и чем чаще это происходит, тем лучше! А теперь представьте затруднения младенца, с которым не разговаривают, поскольку он все равно ничего не понимает! Ему просто неоткуда взять эти знания. Но если уж мы сравниваем освоение родной речи с обучением иностранному языку, возникает вопрос, а подойдут ли кассеты со сказками в качестве «говорящего мамозаменителя». Оказывается – нет. «В норме у человека работают два полушария, – объясняет профессор Парцалис, – но лишь одно из них будет ведущим. У малышей в этой роли выступает правое полушарие, отвечающее за образное мышление. Поэтому именно мама, которая воздействует на все органы чувств малыша, будет лучшим стимулятором развития его речи. Мама – добрая, приятная на ощупь, она вкусно пахнет, у нее привычный голос… И то, что она может сделать своими разговорами, не сделает никакая кассета». Если же родительница отстраняется от малыша, он начинает искать ей замену. В качестве таковой может выступить бабушка или няня, но тогда важно, чтобы они взяли на себя еще и ответственность говорить с малышом, а не ограничивались кормлением и сменой пеленок.

Разговаривать с ребенком нужно с рождения – это залог правильного развития его речи.

Другая распространенная проблема – мамы слишком хорошо понимают речь ребенка, и тогда у него нет стимула говорить правильно. Малышу с такой мамой вроде и нравится общаться, но нет желания делать это по-человечески. И хотя на определенном этапе развития все детишки говорят «по-своему», в этой фазе не стоит задерживаться. В два года ребенок должен владеть человеческой речью. Если этого не происходит, специалисты будут говорить о задержке речевого развития. Справиться с этой проблемой легко: нужно сделать правильную речь привлекательной и не идти на поводу у человека, упорно просящего «каку» вместо чашки. Конечно, не нужно доводить ребенка до слез, бесконечно долго ожидая, когда же он справится с трудным словом. Просто помогите ему: «Что тебе дать? Чашку? Ты, наверное, чашку имеешь в виду! Это чашка! Конечно, возьми скорее чашку!» И не забудьте похвалить малыша, если он справится с заданием.

И наконец, ребенок может «не уложиться», не выполнить в срок «норматив» по освоению речи из-за болезни или какого-то стресса. Малыш, попавший в больницу или по каким-то причинам разлученный с мамой, на время неприятных переживаний, скорее всего, затормозится в своем развитии, но потом быстро это отставание нагонит – так что отклонения от нормы в 5–6 месяцев отклонениями не считаются.

А может, все-таки задержка?

Если с ребенком много говорят, искренне о нем заботятся, он не сталкивался с серьезными потрясениями, его интеллект соответствует возрасту, а задержка в развитии речи составляет больше полугода, стоит задуматься о более серьезных причинах. Обычно в таких случаях специалисты говорят о темповой задержке развития речи или, как ее еще называют, дисфазии развития. Такие ребята охотно общаются с помощью жестов, но… не говорят или говорят куда меньше, чем должны в своем возрасте. Причину этой задержки стоит искать среди особенностей развития малыша до рождения. В силу каких-то причин – проблем со здоровьем у мамы – структуры мозга малыша, в том числе и речевая зона, могут сформироваться не очень хорошо.

Если ребенок начал запинаться или заикаться, говорите с ним медленно, ласково, очень плавно, а еще лучше – напевайте свое обращение, просьбу и, конечно, похвалу.

Конечно, если ребенок не говорит в три года, понятно, что ему нужна помощь специалиста, вернее специалистов. А вот как обнаружить проблему в младенчестве? Часто большинство задержек речи протекает параллельно каким-то другим проблемам развития малыша, за которые и можно зацепиться. К ним относятся травмы, полученные детками до рождения или во время родов, например экстренная операция кесарева сечения чревата стремительной сменой среды обитания: маленькие сосудики мозга, как правило, не выдерживают перепада с +8 атмосфер до +1 и могут повредиться. Такое микрокровоизлияние может потом сказаться на развитии речи малыша. Затяжные или скоротечные роды станут для маленького не меньшим испытанием: в тот момент, когда он движется по родовым путям, его черепные косточки заходят одна за другую – это нормально, но если рождение происходит быстро, головку ребенка сжимает слишком сильно. Так вот детишек, чья история появления на свет была непростой, нужно обязательно показывать специалистам, поскольку существуют признаки, по которым врачи смогут вовремя обнаружить проблему, поставить диагноз и предупредить родителей о возможных речевых проблемах. Кроме сложностей в процессе родов, поводом для обращения к врачу-неврологу будут несвойственные возрасту «достижения» малыша, например, если уже в 1–1,5 месяца он начнет держать голову, и его необычное поведение: долгий, надсадный плач, постоянное беспокойство, невозможность заснуть лежа, а только на руках у мамы. Всем этим событиям надо найти объяснение: не разобравшись с ними вовремя, мы рискуем пропустить момент, когда ребенку можно помочь довольно легко.

Обратитесь к неврологу. Скорее всего, малышу назначат УЗИ мозга, а по его результатам – лечение препаратами.

Как правильно ругать заикающегося малыша?

«Я люблю тебя больше всего на свете. Ты умный, послушный ребенок. Но сегодня ты вел себя плохо, и я на тебя обиделась, поэтому не хочу сейчас с тобой общаться. Ты пойдешь и подумаешь. Поймешь, что был не прав. И тогда ты придешь ко мне, и мы помиримся».

Заикание

Это довольно сложная проблема – только заиканию можно посвятить не одну статью. «С такими ребятишками иногда приходится работать годами, – рассказывает Елена Парцалис, – эта болезнь не лечится медикаментами. Лекарствами мы можем только наладить работу мозга, которая влияет на плавность речи, а причин для ее нарушения очень много: заикавшиеся родственники, неблагополучие в семье, испуг, травмы, проблемы в развитии малыша до рождения.

Заикание у ребенка может появиться в тех случаях, когда какой-то участок его мозга оказывается необычайно активным. И для каждого ребенка надо искать свою причину и ведущие механизмы проблемы». Иногда малыши начинают заикаться, когда идут в детский сад, – в этом случае лучше будет пока от него отказаться. Есть детки, которые заикаются только из-за того, что на них кричат. А у кого-то из малышей эта проблема возникает потому, что родные слишком быстро говорят, – ребенок подражает, не справляется с темпом и сбивается. «Не случайно у нас в центре на шесть врачей приходится шесть психологов и двадцать один логопед», – говорит Елена Парцалис. Когда мы говорим о купировании заикания, то имеем в виду не медикаментозное лечение, хотя в некоторых случаях прибегаем и к помощи лекарств. Вообще в первые 6–8 недель развития заикания его можно попробовать «спустить» на медикаментах. Но прежде всего мы учим родителей обращаться с малышом, ведь детям с запинками в речи нельзя волноваться до тех пор, пока их навыки правильной речи не закрепятся. А значит, даже если ребенок заслужил, его нельзя ругать, не задумываясь о том, что необдуманная фраза может ранить. Проблема состоит еще в том, что родители под «волнениями» привычно понимают отрицательные эмоции. На самом деле их ребенку вредны любые переживания. Специалисты центра знают множество историй, когда после долгой корректировки запинок или заикания родители устраивают своему дитяте шумный день рождения, а наутро всю работу по коррекции нужно начинать сначала. В отделении Елены Парцалис говорят, что такого малыша нужно любить, ласкать, медленно и ласково с ним разговаривать. Таким детям нельзя говорить: «Ты плохой». Для них такой эпитет может стать трагедией, если они свяжут эту оценку с тем, что заикаются, и тогда работа специалистов пойдет насмарку.

Знаете ли вы, что заикающимся детям нельзя резко менять климат? Например, недельная поездка в Египет на зимние каникулы – большой стресс, после которого проблемы с речью заметно усиливаются.

Если ребенок начал заикаться или запинаться, обратитесь к неврологу, который назначит малышу препараты, скорее всего, на основе растений. Сходите к логопеду, он расскажет, как вести себя с заикающимся ребенком, а еще – к психологу.

Физиологическая дислалия

Этим мудреным словом называется неправильное произнесение малышом некоторых звуков. Физиологической дислалией страдали все герои рассказа Драгунского «Заколдованная буква». «Пять лет девчонке, а она говорит – «сыски!» – это тревожный симптом. Если ребенок говорит «лыба» вместо «рыба» в три года – это нормально, ведь он только учится правильно произносить звуки. А вот четырехлетнему говоруну такие ошибки спускать нельзя.

Обратитесь к логопеду, то есть к «педагогу речи». Других вариантов коррекции не существует. Иногда проблемы с произношением бывают связаны с тем, что уздечка, связывающая небо и язык, слишком коротка и не дает последнему развернуться. И если раньше ее просто подрезали, сегодня маленьким пациентам в основном делают логопедический массаж.

Трудности в произношении звуков возникают и у тех детей, чей язык недостаточно подвижен из-за проблем в структуре мозга или его работе, тогда речь пойдет о дизартрии. В этом случае малышу потребуется не только помощь логопеда, но и невролога
http://www.parents.ru/article/kogda-sle ... go-razvit/

Вернуться в «Мы растем!»