"В очень тяжелые моменты, когда я осознаю, что где-то совершил глупость, повел себя далеко не достойным образом, допустил серьезную ошибку, опозорился и прочие прекрасные моменты осознания собственной далеко не лучшей стороны, у меня есть своего рода мантра, часто (но не всегда) помогающая выдержать эмоциональную бурю. В самом общем виде она звучит как "ты больше, чем...".
Я больше, чем мой проступок или неудача. Моя личность не сводится к ним, она шире - и в ней есть место и для достоинств. Переживание стыда пытается свернуть нашу личность в эту черную точку ничтожности, но мы - больше, чем она. Намного больше. И только через обнаружение этого пространства за черной точкой позволяет не только не быть затянутым в нее или загипнотизировано смотреть только в этот водоворот - но, очнувшись и оглядевшись, начать рассматривать окружение этой "точки", изучать себя, делать выводы и находить самосострадание себе. Это возможно только если мы - больше этого водоворота. Поэтому так поддерживают иногда слова друзей и коллег: "ты больше, чем твоя неудача сегодня - и для себя, и для нас".
Я больше, чем моя боль. Часть души болит - отношения, планы на будущее, надежды - но я все равно больше, чем эта боль. Она может на какое-то время, приливом, заполнить всё моё внутреннее пространство, но потом схлынет, потому что я больше, чем эта боль.
Из этой "мантры" следуют и другие вещи:
- Я больше, чем моя семья - в моей душе есть вещи, которые выходят за пределы отношений с нею.
- Я больше, чем мои достоинства, достижения и успехи. Да-да, это правило работает в обоих направлениях. И, как ни странно, поддерживает, снижая зависимость от переживания успеха и ожидания от себя, что теперь ты всегда обязан быть на вершине.
- Я больше, чем мое тело. Старение его - не равно внутреннему одряхлению, хотя всё равно нельзя освободиться от влияния тела на то, как я себя ощущаю.
- Я больше, чем моя профессия.
- Я больше, чем мой невроз, в конце концов.
Я больше чем всё то, что по отдельности ощущается во мне."
Каждый момент, в любой ситуации, что бы ни случилось — верьте в ребёнка. Когда совсем опускаются руки… пожалуйста, верьте.
Был у меня в педагогической практике жуткий случай. В одном сером марте с репетиторского сайта позвонила женщина, которая чуть не в слезах просила помочь её сыну. Ему грозила неаттестация в 11 классе по математике, одни двойки, ничего не получается, ни одну контрольную не написал за год, все в шоке, слёзы и памагитесдатьнатри.
А у меня как раз один ученик поступил и освободилось место, уж очень не хотелось работать с таким количеством двоек, и, видимо, отсутствием мотивации, но решила взяться.
Приезжаю, мама мне с порога сообщает, что заниматься он не хочет, ищите подход. Вот думаю, вляпалась. Подход в 11 классе в марте. Идеально же. Чуть не развернулась прям там, да смелости не хватило.
Пошла.
За столом сидел худой, замученный подросток с кругами под глазами и очень уставшим взглядом. Я представилась и сказала, что пришла помочь. Он огрызнулся и сказал, что ему не надо помогать.
Давайте, говорю, сыграем в математическую игру. Ребёнок хмуро посмотрел на меня, но согласился. Объяснила правила, он заинтересовался, даже улыбнулся). Начали играть. Раз классный ход, два классный ход — и он меня с блеском обыграл. Воу… В эту игру я ещё ни разу не проигрывала.
Слишком странно. Это была не случайная победа, это были великолепно обдуманные ходы и прекрасное логическое мышление. И у него двойки по математике? Серьёзно?
Я поделилась с ним своими мыслями и попросила посмотреть его тетради. Он невероятно смутился, видимо, очень не хотел меня огорчать. Но показал.
То, что я там увидела, я не забуду никогда. Там были совершенно необычные решения стандартных задач: графические методы, исследование с помощью производных, использование свойств функций, введение параметра, восхитительно короткие и красивые аналитические выкладки. Перечёркнутые. Жестоко так перечёркнутые красным. На некоторых листах перечёркнутые так, что на листе появлялись разрывы. И двойки. Много двоек в сочетании с фразами «в классе делали не так!».
Я позвала его маму, рассказала о том, что у ребёнка прекрасная математика и что ему дорога на МехМат. Что сейчас им надо забить на школьные оценки, я помогу выйти на эту несчастную тройку, но им надо начать работать с форматом профиля на ЕГЭ и сдавать ДВИ. Мальчик сидел в шоке. Ему никто такого не говорил… он сидел и заворожённо смотрел в свою тетрадку. А мама лишь сказала «Ну-ну. И что же тогда у этого гения двойки?» Я попыталась ей объяснить, что это нестандартные методы решения и, возможно, его школьный учитель просто их не понимает или не хочет принимать, вот и ставит двойки. Но мама была непреклонна. Ребёнок дурак, не может делать нормально, да какое ему вуз, мы ему ПТУ присмотрели, вот туда и пойдёт. На тройку надо сдать.
Тяжелый случай. Ну ок, согласилась помочь с тройкой, а сама стала подсовывать ребёнку задачки из ДВИ и олимпиад. Некоторые он решал быстрее и круче меня, применяя странные штуки, от которых я улыбалась и восхищалась. Мальчик каждый раз спрашивал «а я правда правильно делаю…? Прям совсем правильно?» В него никто никогда не верил… После занятий с ним я рыдала в сквере у их дома, не понимала, что можно сделать и как переубедить родителей.
В один из дней мальчик устроил родителям скандал. Сказал, что будет поступать в нормальный вуз и что ему нужен репетитор по физике. После мне позвонила мама и жестко сказала больше к ним не приходить.
А через пару дней позвонил сам мальчик. Сказал, что пока у него нет такой суммы, чтобы оплачивать мои занятия, но он готов платить 500 рублей, а остальное всё отдаст с первой зарплаты. Я была в шоке… и я согласилась.
Мы стали заниматься подготовкой к поступлению. Рассказала о нем своему знакомому репетитору по физике, тот тоже взял его на заочное обучение: посоветовал книги, давал задачки, проверял и давал комментарии. Мальчик кое-как получил тройки в году (убедили его писать «по стандарту»), сдал ЕГЭ по математике на 99, ЕГЭ по физике на 96, и ДВИ на 100. Взяли с распростертыми объятиями.
Сейчас он заканчивает второй курс МехМата. Выступает на студенческих олимпиадах и конференциях. Работает в Яндексе. Деньги за занятия честно отдал и мне, и репетитору по физике, даже с процентами)). Поздравляет со всеми праздниками и присылает цветы.
Почему я решила вспомнить эту историю? В день защиты детей его мама прислала мне единственную за это время смс. Там было «спасибо»."
Друзья! У меня к вам просьба. Наверняка вы сталкивались с какими-нибудь сценами в фильмах, сериалах или компьютерных играх, где хотелось получить научный комментарий (например, стало интересно существует ли какая-то технология на самом деле, насколько что-то правдоподобно). Поделитесь такими моментами.
"Нам кажется, что счастье «где-то там, за поворотом», ходит «по неведомым дорожкам». И нужно лишь удачно свернуть за угол, чтобы на него наткнуться: как в старой-доброй песне — «Птица счастья завтрашнего дня пролетела, крыльями звеня. Выбери меня…».
Мы живем в ожидании счастья, даже если уже перестали в него верить. Нам кажется, что если случится в нашей жизни что-то волшебное, то и будет нам счастье. Но почему-то эта стратегия не особо работает — правильно? Так в чём тут ошибка?
Дело в феномене «отложенной жизни» — если человеку рассказывали, что счастье возможно, но сам он его в своей жизни не наблюдает, то он ищет это объяснение, и достаточно быстро приходит к выводу, что «просто пока не время», «не сейчас», «надо ещё подождать» и т.д.
И формируется привычка ждать, что счастье когда-нибудь, как-нибудь, каким-нибудь чудесным образом на нас обрушится. Но правда состоит в том, что счастливыми нас делают не какие-то внешние обстоятельства, а наша собственная способность ощущать себя счастливыми.
Вспомните своё детство, какой-нибудь самый счастливый момент… Что тогда «фантастическое», с точки зрения взрослого человека, произошло?
Скорее всего, ничего особенного тогда не случилось — ну, папа взял на нас свою работу, бабушка купила желанную игрушку, мама, наконец, нашла время, чтобы с нами поиграть… То есть, буквально ничего сверхестественного, а счастье — на всю катушку!
То есть, дело не в каких-то внешних обстоятельствах — «успешных удачах» и «удачных успехах», а в самой нашей собственной способности радоваться. С каждым годом «откладывания» нам становится всё труднее и труднее переживать чувство счастья, а у некоторых оно и вовсе отмирает.
Вот почему нам следует внимательно взглянуть на концепцию «отложенной жизни». Да, она ошибочна. Счастье — это наше внутреннее состояние, а значит мы способны его испытывать, просто если зададимся такой целью.
Чувство счастья, знакомое нам с детства, нужно оберегать и взращивать в своей взрослой жизни. Не ждать, пока оно само к нам придёт. Нет, мы должны его буквально внести в свою жизнь!"
Алена Читайло писал(а): ↑10 дек 2023, 21:37
Андрей Курпатов:
Чувство счастья, знакомое нам с детства, нужно оберегать и взращивать в своей взрослой жизни. Не ждать, пока оно само к нам придёт. Нет, мы должны его буквально внести в свою жизнь!"