Если эту картинку разместить на рабочем столе мэра, то она здорово поможет ему в принятии тех или иных решений в организации транспортной работы города. И здорово облегчит жизнь абсолютно всем жителям, улучшит экономику, экологию, безопасность.
Что же здесь зашифровано? Что за фигурки с номерами, и почему они расположены именно в таком порядке?
Это не что иное, как известная всем урбанистам пирамида приоритетов. Правда, форма пирамиды показалась автору несколько спорной, поэтому просто список. От самого важного и... ниже.
Впрочем, это понятие известно и более широкому кругу лиц - а именно тем, кто занимается проектированием улиц, а также городским заказчикам этих проектов. В одном из нормирующих документов, под названием СП 396, изложен следующий порядок приоритетов:
☻ Пешеходы
☻ Общественный транспорт
☻ Велосипедисты
☻ Автомобили
Таким образом правильные улицы должны быть в наших городах на основании законодательства.
Однако документы документами, а стремление к совершенству и интеллект не имеет границ. Поэтому наши принципы распределения "плюшек" и "хомутов" имеют более конкретный и выверенный логически характер. Рассмотрим каждый из пунктов в отдельности и попробуем понять, почему они должны быть только в таком порядке.
☻ Маломобильная категория граждан.
Это люди, которым в силу разных причин тяжело передвигаться в пространстве без посторонней помощи. Кто-то пожизненно прикован к креслу, кто-то не прикован, но ему тяжело ходить из-за других проблем со здоровьем. Трудно пожилым, трудно носящим плод, им же трудно и после родов - коляска не прибавляет прыти. А также маленькие дети, взрослые с маленькими детьми на руках, или с другой тяжелой ношей. В разряд маломобильных может угодить каждый. И молите бога, чтобы это было не навсегда.
Почему этот пункт - верхний? Потому что это люди, наименее защищённые. Любые преграды на их пути оборачиваются тратой сил и времени, несоизмеримой с той, которую тратят все остальные. А сделав город удобным именно для них, вы автоматически сделаете его удобным для всех.
☻ Пешеходы
Или, как их ещё принято называть - люди. Внезапно оказывается, что все люди - пешеходы "по умолчанию". Ну вот природа нас такими создала, что "11-й номер"- самое естественное средство передвижения. Отдельные персонажи навроде Человека-Паука или Карлсона не в счёт - отними у них суперспособности - пойдут на своих двоих. А вручи одному Мэри Джейн, а второму Малыша - вот вам и маломобильные.
Почему подразделяем пешеходов на две группы? Всё просто: здоровый человек и нездоровый - не равны в своих возможностях. Одному пройти по лестнице не составит никакого труда, другому высокий бордюр станет непреодолимым препятствием.
☻ Велосипедисты
Идут (пардон, едут) сразу после пешеходов. Кроме велосипедистов, здесь же самокатчики, преимущественно электро-. Расстояния в наших городах немаленькие, и если нужно куда-то добраться в пределах 5-8 километров - лучшее средство - это средство индивидуальной мобильности. Оно требует только одного - инфраструктуры - велодорожки, велополосы, стоянки.
Всё остальное для города - сплошные плюсы: потребность в перевозках решается при самых минимальных затратах, велосипеды не чадят, не шумят, и не занимают ценную площадь.
Отдельно стоит добавить, что сюда нельзя относить мотоциклетный транспорт - по ряду причин он стоит наравне с автомобильным.
☻ Городской общественный транспорт
Если в СП 396 он стоит выше велосипедов, то в нашем хит-параде мы поменяли их местами. Потому что при основном плюсе ОТ (перевозка большого числа людей при минимуме занимаемой в городе площади) он проигрывает велосипеду в плане:
- гибкости маршрутов - до остановки ещё нужно дойти
- комфорт поездки - не все любят тереться о себе подобных и вдыхать их запахи
- тяжелые машины опасны для других участников движения
- шум и выхлопные газы
- город несёт существенно больше затрат на общественный транспорт
☻ Автомобили
Преимущественно, речь идёт о частниках. Движение грузовиков, как правило, строго регламентировано. А всякие Газели, Сороежки, каблучки - есть необходимые средства по жизнеобеспечению города.
Другое дело - когда частные лица используют автомобиль в целях поездок по городу. Хотя являются по умолчанию пешеходами, могут воспользоваться велосипедом или троллейбусом.
Минусы чрезмерного автомобилепользования для города:
- Шум/ загазованность
- Повышенный риск ДТП
- Пробки (а вы думали, откуда они берутся?)
- Отчуждение из городского пространства огромных территорий для парковок, развязок, дополнительных полос
Плюсы автомобиля только и исключительно для его владельца - и то до поры до времени (сломалась машина, встал в пробку, угнали, здоровье не позволяет водить)
Для города же - это самое неэффективное средство передвижения. Если у вас много автомобилей, значит у людей нет достойной альтернативы из вышестоящих пунктов.
☻ Стоящие автомобили
Хуже нет города, который является хранилищем техники, которая время от времени переезжает с места на место, и снова стоит, занимая 10-15 квадратных метров. Зачастую абсолютно бесплатно. Город или хозяин земли, на которой расположена парковка, платят за ее содержание, при этом не получая никакой выгоды от этого.
Отдельно здесь же общественный транспорт, работа которого предполагает долгие отстои, перерывы в работе техники - как правило привязанные к режиму труда и отдыха водителя. Это не менее вредное явление, за которое город платит ещё больше денег, чем за поддержание стоянок для обычных автомобилей.