Примеры вопросов для работы с художественными фильмами:
Использование вопросов "ЧТО": высказывания. После просмотра фильма для организации дискуссии или обсуждения можно задавать следующие вопросы:
– Что произошло?
– О какой ситуации речь?
– Кто является важным действующим лицом в этой истории?
– Действующие лица действуют как личности или как представители группы (в соответствии с полом и происхождением)?
– Показывает ли история, как можно бороться со стереотипами или нет? – Показывают ли представления и конструкции групп в фильме на отношения власти?
– Как выглядят отношения между группами/представителями групп? Конфликтно, динамично, утопично?
– Разрешение конфликтов: кто берет на себя инициативу по разрешению конфликта? Это индивидуальное решение или общественное?
Использование вопросов "Как": стиль.
– Как показаны действующие лица? Кто/что оценивается позитивно? Кто показывается как активный герой (действующий, сильный), а кто как пассивный (страдающий, бессильный)?
– Показаны ли герои и группы односторонне или с разных точек зрения? – Используется ли типизация или расистские стереотипы, клише?
Использование простых вопросов "Почему": цель.
– О чем речь? Что хотели сказать этой историей?
– Как показана общественная реальность?
– Разрушены ли общественные клише?
Использование вопросов "Для кого": зритель.
– Кто зритель этого фильма?
– Содействует ли фильм рефлексии или пониманию других?
– Эмоции: как влияет этот фильм на нас?
Использование вопросов "Когда": время, место.
– В какой ситуации этот фильм, вероятно, был снят? Или о каком контексте идет речь? Как этот контекст влияет на современную ситуацию?
– Могла ли история повториться в наше время или в будущем?