10 игр для развития органов чувств

Варвара
Сообщения: 1019
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

10 игр для развития органов чувств

Сообщение Варвара »

Кошка Кошкина писал(а):
10 игр для развития органов чувств

С первых минут после рождения малыш начинает взаимодействовать с окружающим миром. Свет, прикосновения, всевозможные звуки и запахи естественным образом стимулируют органы чувств. Но достаточно ли этого для развития, или сенсорику малыша нужно еще как-то дополнительно тренировать?

Автор: Юлия Каспарова, педагог

Специалисты доказали, что стимуляция органов чувств грудничка положительно влияет на развитие головного мозга.

Чем больше мы уделяем внимания развитию зрения, слуха, осязания малыша, тем больше нейронных связей будет образовываться в головном мозге. И тем лучше ребенок будет развиваться в целом. А помогут в этом интересные игры и занятия.

Зоркие глазки

Зрение грудничка несовершенно, но именно в первый год жизни оно развивается наиболее интенсивно. Простые игры станут хорошей тренировкой для маленьких глазок.

Зеркало. Примерно с 3-х месяцев малыши начинают интересоваться своим отражением в зеркале. Почаще подносите кроху к большому зеркалу. Разговаривайте с сыном или дочуркой, называйте и показывайте части тела: «Где у Маши щечка? Вот щечка! Где животик? Вот он!» Можно строить разные гримасы, надевать на себя шляпы и шарфики, показывать в зеркало игрушки. Малыш будет с интересом за всем этим наблюдать.

Загадочный фонарик. Вечером выключите в комнате свет, усадите малыша на колени и включите фонарик. Посветите фонариком на стену, привлекая внимание ребенка. Поочередно освещайте разные предметы в комнате, называя их. Если малышу нравится игра, дайте посветить фонариком и ему.

Прятки с игрушками. На глазах у малыша прячьте интересную для него игрушку в самые разные места: под салфетку, в коробку, под стол, под подушку. Пусть ищет, находит и восторгается! Когда кроха научится находить спрятанную игрушку, поиграйте чуть иначе. Возьмите три непрозрачных пластиковых стаканчика и на глазах у малыша спрячьте под один из них небольшую игрушку (или печенье). Вспомнит ли малыш, где игрушка? Точно так же для игрушечных пряток можно использовать несколько коробочек.

Малыш и звуки

Игры со звуками будут помогать в развитии слуха малыша, его внимания, сосредоточенности.

Погремушки. Самые обычные и привычные погремушки — это и есть первые музыкальные инструменты для развития слуха. Старайтесь так подбирать погремушки, чтобы звуки, которые они издают, были разнообразными. Малышу наверняка понравятся колокольчики разной тональности, бубен и барабан, музыкальные игрушки с кнопками и клавишами — словом все то, из чего сможет извлекать звуки самый маленький музыкант.

«Прятки» со звуками. Спрячьте за спиной у малыша любую «звучащую» игрушку: погремушку, резиновую пищалку, поющую мягкую игрушку и т.п. Когда игрушка с вашей помощью издаст звук, малыш обернется на звук и найдет игрушку. Обязательно порадуйтесь вместе с ним: «Ура! Ванечка нашел кошечку! Кошечка мяу-мяу!» Потом игру можно усложнить, пряча игрушку в коробку или накрывая ее пеленкой. А теперь малыш сможет отыскать источник звука?

С хорошо ползающим или умеющим ходить малышом можно поиграть так: прячем «звучащие» предметы (будильник, поющую игрушку, мобильный телефон с играющей мелодией и т.п.) в комнате и пусть ребенок попробует их отыскать. Первое время будем ему помогать, чтобы он понял суть игры.

Постучи! Малыши очень любят стучать игрушками и другими подручными предметами по всему, до чего доберутся. Предоставьте им такую возможность на прогулке! Это может быть скамейка, дерево, камень, асфальт, железный бак, картонная коробка и т.п. А стучать можно погремушкой, совочком, игрушечным молотком, палкой, небольшой пластиковой бутылкой. Каждая поверхность и каждый инструмент будут звучать по-разному.

Прикосновения любви

Тактильные ощущения для малыша невероятно важны. С их помощью детки познают окружающий мир, учатся различать предметы, изучают их характеристики. Как же помочь осязанию лучше развиваться?

Мягкий или колючий? Маленькому человечку будет полезно познакомиться с разными материалами, обладающими текстурой. Для этого почаще выкладывайте голенького малыша на разные домашние поверхности: шелковую простыню, «колючее» шерстяное одеяло, шершавое покрывало, ворсистый плед и т.п.

Давайте возможность малышу дотрагиваться ручкой до предметов с разной фактурой поверхности и разной температурой.

Обязательно все комментируйте, называйте свойства предметов. Провели ручкой крохи по шелковому покрывалу: «Вот как гладко!» Потрогали мех: «Мягонький!» Приложили ладошку к щетке: «Жесткая, колючая!» Дотронулись до кусочка льда из холодильника: «Ай! Холодный!» Моем ручки теплой водой: «Те-е-пленько!»

Кто щекотки не боится? Сыграйте с крохой в простую игру, которая поможет разнообразить тактильные ощущения. Лучше всего играть во время воздушных ванн, когда малыш раздет и пребывает в хорошем настроении. Возьмите в руку перышко и слегка пощекочите животик малыша. Затем пощекочите коленку, пяточку, ручку, шейку.

Используйте и другие мягкие материалы: кусочек ваты, меха, мягкую кисточку, игрушку. Следите, чтобы ощущения были приятны малышу. Во время игры можно рассказывать потешку:

Как на этой на неделе
Прилетали две тетери:
Походили, пощипали,
Щекотали, щекотали,
Посидели-посидели и обратно улетели.

Трогаем все подряд

Позволяйте малышу прикасаться на прогулке ко всему, что не причинит ему вреда. Пусть проведет рукой по скамейке, потрогает землю, траву, асфальт, песок, кору деревьев, мох, каменные плиты, железные перила… Всякий раз маленький исследователь будет получать разные тактильные ощущения от прикосновений, что очень полезно для его развития. Если кроха испачкал ручки — не беда, захватите с собой на прогулку влажные салфетки и периодически протирайте ладошки маленькому исследователю.

Колется! Аккуратно дотроньтесь маленьким пальчиком до шипов розы или шиповника, скажите: «Колется! Колючий! Кыль!» Возьмите ладошку малыша и потрогайте ветку елки или сосны. Скажите: «Ай! Колючая елочка!» И отдерните ручку. Сделайте так несколько раз, и малыш сам начнет с хохотом отдергивать ручку, а чуть позже станет при этом приговаривать: «Ай!»

Играя с малышом, не забывайте, что делать это имеет смысл только тогда, когда кроха находится в хорошем расположении духа. Лучше всего проводить занятия в перерывах между сном через полчаса после еды. И прекращать игру, если малыш начинает капризничать. Ведь любое обучение должно быть только в радость!

http://www.parents.ru/article/10-igr-dl ... v-chuvstv/
Варвара
Сообщения: 1019
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Re: 10 игр для развития органов чувств

Сообщение Варвара »

Кошка Кошкина писал(а):
Фокус на внимание

Вы наверняка замечали, что, когда малыш только рождается, первое время он смотрит вокруг невидящим взглядом. Весь фокус его внимания сосредоточен на его внутренних ощущениях. И лишь затем, постепенно, взгляд начинает фокусироваться и направляется на яркий стимул: свет, резкий громкий звук, голос мамы…

Внимание малышей неустойчиво, оно легко переключается и быстро истощается. Ведь в мире так много интересного! А малышу так много всего предстоит узнать. О том, как происходит процесс развития внимания у детей и во что с ними стоит почаще играть, чтобы развивать внимательность нам рассказала нейропсихолог Семейной школы «Макарун» Ольга Новикова.

«Важно понимать, что произвольное внимание формируется постепенно. Лишь когда возникает какая-то потребность – мы начинаем осознавать ее и тогда формируется мотив –а после и происходит само действие. И мы радуемся достижению результата. «Скучно – хочу играть – возьму машинку – построю гараж…»

Внимание можно сравнить с фонариком. Ведь что такое внимание? Это выделение объекта из фона. Важен фокус, яркость, на сколько хватит батарейки. Почему он не горит?

Батарейка – это энергия, есть ли у ребенка ресурс быть внимательным прямо сейчас.

Лампочка – фокус и на что он направлен. Цельный луч или рассеянный пучок света.

Нет контакта – межполушарные связи работают недостаточно

Забыли включить – отсутствует мотивация»

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ для развития ВНИМАНИЯ

Любые тактильные игры (с ощупыванием, узнаванием на ощупь, по вкусу и запаху, определение по звуку – «шумящие коробочки» и музыкальные инструменты)

«Путаница» и «Куча мала» – перепутанные линии и наложенные изображения

Картинки «Найди отличия», «Сравни и назови». Можно играть не только по книжкам и пособиям, но и раскладывая предметы на столе (это важно!). Логика такая: от предметов к картинкам, от реальных изображений к символическим (силуэтным) и абстрактным картинкам

«Коврики»: взрослый рисует узор, ребенок запоминает. Затем ребенок отворачивается, а взрослый добавляет что-то к рисунку. Ребенок должен угадать, что изменилось. Можно играть дорисовывая и угадывая по очереди.

Лабиринты – реальные с шариком и нарисованные

Речевые игры: «Да и нет не говорить, черное с белым не носить», «Съедобное-несъедобное», «Хлопни, когда услышишь название … птиц» (взрослый называет разные слова в том числе птиц или другие, о которых договорились = «Летает/не летает»)

Упражнение «Шифровка» (в таблицах расставить знаки по образцу)

Нередко бывает так, что малыш даже во время любимой игры часто отвлекается. Что делать? Мягко возвращайте его к основному занятию, проговаривайте, что именно вы сейчас делаете, предлагайте вернуться к отвлекающему моменту чуть позже, когда закончите начатое. Но не спешите окликать малыша, если заметите, что, забросив все дела, он замирает с отрешенным взглядом. Не принимайте подобную отрешенность за рассеянность. Наоборот, это кульминация его внутреннего внимания. Что стало его объектом, об этом знает только сам малыш, ушедший в мир своих мыслей, фантазий, переживаний. В этот момент ребенок думает… И растет. Не мешайте ему.
https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebe ... a-vnimanie

Вернуться в «Мы растем!»