https://greenpeace.ru/blogs/2021/06/30/ ... t=55620168В России, как и во многих других странах мира, например, в США и Мексике, популярен нетрадиционный метод лечения — дельфинотерапия. Во время таких занятий люди играют с дельфинами в бассейне или с их помощью выполняют специальные упражнения. Многочисленные дельфинарии предлагают дельфинотерапию в качестве альтернативного метода реабилитации для детей с ДЦП и аутизмом и другими расстройствами.
С момента появления эта методика вызывает много споров в научном сообществе. Рассказываем об эффективности дельфинотерапии и о вреде, который она может причинить как людям, так и самим морским млекопитающим.
Сомнительная эффективность
«Дельфинотерапия — это прежде всего история о деньгах, обмане и рабстве, но никак не о заботе, лечении и здоровье», — указывает директор Научно-экологического Центра спасения дельфинов «Дельфа» Татьяна Белей.
Минздрав России не признаёт дельфинотерапию методом терапии с доказанной эффективностью и гарантированной безопасностью. Официально дельфинотерапия в России не считается медицинской услугой и не включена в стандарты оказания медпомощи.
Тем не менее у этого метода «реабилитации» есть множество сторонников по всему миру, в том числе и в России, а люди, которые сопровождают детей во время плавания с дельфинами и разрабатывают для этого специальные методики, называются дельфинотерапевтами. Некоторые из них проводят исследования и публикуют свои научные труды, которые якобы должны доказать её эффективность.
«Одним из основоположников дельфинотерапии стала доктор наук, антрополог Бетси Смит, которая с помощью дельфинов пробовала лечить своего брата с ментальными нарушениями. Очень показательно, что спустя годы сама Смит пришла к выводу, что программы дельфинотерапии неэффективны и в их основе лежит эксплуатация уязвимых людей и уязвимых животных», — рассказывает Татьяна Белей.
На популяризацию дельфинотерапии также повлияли работы клинического психолога Дэвида Натансона из центра Dolphin Human Therapy в США. Он выпустил первое исследование в 1980 году, и оно породило множество работ-подражаний, которые вышли позже в дельфинариях по всему миру. В своих исследованиях Натансон описывал прогресс, который произошёл с восемью мальчиками. Дети страдали задержкой психоречевого развития в результате органического поражения головного мозга и олигофрении. У всех пациентов якобы значительно улучшилась речь.
В то же время другие учёные не признают эти работы как авторитетные и указывают на необоснованность выводов их авторов. Нейробиолог Лори Марино и клинический психолог Скотт Лилиенфельд из Университета Эмори в США в своём аналитическом обзоре указывают: нельзя утверждать, что положительный эффект терапии вызван именно общением с дельфинами. Для такого вывода необходимо исключить эффект новизны и эффект плацебо, а исследования о пользе дельфинотерапии не плацебо-контролируемые. При этом на время таких исследований не отменяют стандартную, медицинскую терапию и приём назначенных врачом медикаментов.
Психологи считают, что на человека хорошо влияет любой новый опыт, который вызывает сильные положительные эмоции — тот самый эффект новизны. По крайней мере, на короткий срок это повышает настроение пациента и облегчает контакт с ним. Однако это не делает дельфинотерапию и другие подобные методы реабилитацией или лечением.
Нейропсихолог-исследователь и публицист, старший преподаватель кафедры клинической психологии БашГУ Руслан Сайфуллин считает, что дельфинотерапия не может пойти на пользу человеку: «Это не медицинская процедура. Нет никаких клинических рекомендаций и официальных показаний в стандартах оказания медицинской помощи. Нет никаких доказательств, что общение детей с дельфинами оказывает положительный эффект для развития в познавательной, коммуникативной, психомоторной сферах. Лечение — это только официальная медицина и виды таких услуг указаны в стандартах медицинской помощи. И там вы не найдёте информацию о пользе дельфинов. Трудно представить себе разумное обоснование метода, который в лучшем случае заставляет ребёнка чувствовать себя хорошо в краткосрочной перспективе, но может причинить вред его здоровью».
Вред для людей и животных
Занятия в воде с дельфинами таят в себе множество опасностей. Даже Дэвид Натансон, автор работ о пользе дельфинотерапии, не рекомендует её детям с эпилепсий. По его мнению, такая «реабилитация», как психостимулирующий фактор, может усиливать судорожную готовность и провоцировать приступы. При этом далеко не во всех дельфинариях у клиентов требуют данные электроэнцефалографии.
Дельфинарий — это не медицинское учреждение, а значит, там нет квалифицированных медиков, оборудования, там не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, указывает общественный инспектор по охране окружающей среды Софья Беляева, которая активно борется с использованием морских животных в зрелищных и медицинских целях. «Так называемые дельфинотерапевты вряд ли имеют профессиональные навыки помощи ребёнку. Кроме того, не берётся в расчёт, что часто улучшение у детей с психоневрологическими заболеваниями может происходить на фоне роста, формирования, созревания детского организма и связывать этот факт с дельфинотерапией никак нельзя», — рассказывает она.
Минздрав России в своём ответе Беляевой замечает: занятия детей в бассейне должны проводиться только по санитарно-гигиеническим нормам, что противоречит требованиям к содержанию дельфинов в дельфинариях. Глубина бассейна для детей должна быть менее 1,8 метра, а глубина бассейна для китообразных — более четырёх метров.
Доцент кафедры микробиологии Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени Скрябина Татьяна Денисенко указывает, что сама вода в дельфинариях, в которой предлагается плавать детям вместе с животными, не соответствует нормам — в ней размножается особая микрофлора, комфортная для дельфинов. Поэтому и продезинфицировать такую воду нельзя, а для людей она опасна.
«Плавание с дельфинами может быть и травмоопасным для человека. Условия, в которых содержатся животные, могут вызывать у них развитие депрессии. В результате дельфины могут начать вести себя агрессивно, кусать. Кроме того, нужно учитывать тот факт, что существуют общие для людей и животных заболевания, и контакты между ними могут способствовать заражению такими инфекциями», — считает Денисенко.
Также важно то, как вообще дельфины оказываются в дельфинариях. «Дельфина насильно делают “терапевтом”. Он должен пройти семь кругов ада. Начиная с отлова и разлуки с мамой навсегда, а для дельфинов это такое же горе, как и для человека, тяжёлой транспортировки, передержки и раскорма — приучения к питанию мертвой рыбой из рук человека. Потом начинается адаптация и дрессировка: дельфин выполняет трюки и плавает с людьми не потому, что он это любит делать, а из-за чувства голода», — рассказывает Татьяна Белей.
По мнению Софьи Беляевой, афалинам — дельфинам, которых используют при дельфинотерапии в России — могут давать специальные седативные медикаменты: «Это отчётливо можно увидеть на видео, снятых во время дельфинотерапии — животные выглядят заторможенными».
Закон и коммерция
Кратковременный положительный эффект дельфинотерапии даёт её практикам возможность говорить о мнимой эффективности занятий и легко и стабильно получать деньги от родителей, которые пойдут на всё, чтобы облегчить жизнь своему ребёнку, считает Софья Беляева.
В большинстве дельфинариев купить сеансы дельфинотерапии можно только курсами, а их стоимость в России начинается от четырёх тысяч рублей за занятие. Дельфинотерапевты призывают покупать от десяти сеансов сразу, якобы, чтобы добиться выраженного эффекта и закрепить его. Общее время сеанса — около часа, включает в себя подготовку к занятию, подбор гидрокостюма, принятие душа, инструктаж по технике безопасности и само плавание в бассейне.
«Дельфинотерапия — полностью коммерческий проект. Ни в одном из дельфинариев, где её проводят, нет медицинского специалиста, который бы разрабатывал с ребёнком специальную программу. Это “развод” для родителей, которые верят в чудо. Ребёнка может спасти только комплексная терапия с настоящими медицинскими специалистами», — считает Татьяна Денисенко.
Кроме того, люди, предоставляя услуги дельфинотерапии в России, нарушают закон, а именно порядок последующего использования водных ресурсов. По закону содержание черноморских афалин может осуществляться только для сохранения и воспроизводства вида, так как они занесены в Красную книгу России.
Дельфинотерапия продолжает существовать в этой «серой зоне», а китообразных продолжают вылавливать в России для дельфинариев под предлогом культурно-просветительских целей.
Из-за того, что в России нет запрета на вылов китообразных, в 2018 году в «китовой тюрьме» оказались 11 косаток и 90 белух. Российский Greenpeace вместе с другими общественными организациями и учёными добились освобождения животных, но ловить их всё ещё не запрещено. Поэтому мы создали петицию https://act.greenpeace.org/page/80788/a ... 1622627033 в поддержку законопроекта, который защитит водных млекопитающих.
Почему не надо плавать с дельфинами
-
- Администратор
- Сообщения: 19703
- Зарегистрирован: 11 мар 2022, 17:32
Почему не надо плавать с дельфинами
По вопросам работы ресурса можно писать сюда - mal-kuz@yandex.ru (мои ответы могут уходить в Спам) или в личные сообщения
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"!
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"!