Развитие ребенка 4-5 лет

Варвара
Сообщения: 1004
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Развитие ребенка 4-5 лет

Сообщение Варвара »

Owl писал(а):
Возраст с 4 до 5 лет необыкновенно интересный и очень ответственный, с точки зрения развития ребенка, период. Это время окончания первого в жизни ребенка кризиса (кризис 3 лет) и начала активного интеллектуального, психологического, эмоционального и физического развития. Чтобы суметь помочь своему ребенку быстро и с максимальной пользой преодолеть этот непростой период, родители должны знать и понимать все особенности развития детей 4-5 лет.

ЧТО ТАКОЕ РАЗВИТИЕ?


Само слово «развитие» означает изменение, которое идет по определенным, принятым законам и предполагает переход от одного состояния в другое, более совершенное. Что включает в себя развитие детей 4-5 лет? Понятие развития детей этого возраста можно определить, как качественные и количественные изменения в следующих областях их жизнедеятельности:

-физического состояния;

-интеллектуальной области (в том числе, развития речи и логического мышления);

-психического развития;

-области владения повседневными навыками (в том числе и навыками самообслуживания).

К сожалению, часто встречаются ситуации, когда родители, «ослепленные» любовью к ребенку, не замечают происходящих с ним изменений и продолжают общаться с ним и действовать, как прежде. К чему это может привести?

1. Нарушению формирования основ самосознания ребенка – умения ребенка оценивать себя и свои достижения.

2. К подавлению воли ребенка многочисленными ограничениями и всевозможными запретами, а также отсутствию чувства самостоятельности и самоконтроля.

3. К несвоевременному освоению новых игровых, интеллектуальных и бытовых навыков.

Вместе с тем, любой родитель может с легкостью избежать возможных негативных последствий, для этого необходимо просто внимательно наблюдать за своим ребенком, направлять и поддерживать его во всех начинаниях.

1. Для правильного развития ребенка большое значение играет ваше поощрение его стремления к познанию окружающего мира – смотрите с ним интересные телепередачи, познакомьте его с музеями и выставками.

2. Лучшая мотивация к развитию – это ваша похвала, обязательно поощряйте ребенка в любых начинаниях. Если же вам показалось, что ребенок поступил неверно, не критикуйте, а дайте ему возможность подумать и переосмыслить свои выводы. Если это вызвало затруднение, предложите свой вариант действия или развития событий, объясните, почему так будет лучше, интересней, правильней.

3. Принимайте во внимание скачок в его физическом развитии, ребенок становится сильнее и выносливее. Это прекрасное время для начала занятий в спортивной секции и дальнейшего физического развития.

4. Это время первого осознания себя, как члена общества, он пробует и старается осознать свои границы. Помогите ему, расскажите о правилах поведения, которыми все руководствуются и чем они продиктованы.

5. 4-5 лет можно назвать возрастом становления эмоциональной сферы ребенка. Осознание себя приводит к тому, что ребенок начинает испытывать практически весь спектр «взрослых» эмоций. К сожалению, ребенок не всегда готов сразу справиться с этим. Если вы заметили, что он стал более задумчив, часто грустит или проявляет элементы агрессивного поведения, начните уделять ему больше времени. Ребенок нуждается в пояснении ситуации. Ему необходима информация о дружбе, взаимопонимании и взаимовыручке, доброте и отзывчивости. Постарайтесь не закреплять негативные реакции ребенка, констатируя факт его «плохого» поведения. Он с готовностью изменит его стиль, если вы просто предложите ему свою помощь.

6. Обратите внимание на развитие и закрепление навыков самоконтроля. Для начала научите ребенка планировать свой день и следить за соблюдением этого плана, поясните, как действовать в ситуациях, когда что-то пошло не так, как было задумано. Объясните важность доведения любого начатого дела до конца.

Кроме перечисленных детских особенностей развития в 4-5 лет, родителям важно помнить и о личном примере. Дети, зачастую, не очень внимательно слушают, что мы говорим, но предельно внимательно смотрят за нами и фиксируют наши действия! Будьте уверены, ребенок непременно и очень быстро сможет перенять все ваши привычки, именно поэтому не должно существовать противоречий между тем, что вы говорите и как вы поступаете.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Выделенные ранее особенности развития детей, в первую очередь, отражаются на сфере развития психических процессов, которые становятся значительно более устойчивыми и осознанными. Можно с уверенностью говорить о серьезном скачке в развитии основных психических процессов.

Память

До достижения ребенком возраста 4 лет запоминание строиться на эмоциональном восприятии, запоминается только то, что вызвало у ребенка сильный эмоциональный всплеск (это могут быть как позитивные, так и негативные эмоции). К 4-5 годам у ребенка формируются навыки осознанного запоминания. Например, если ребенку необходимо запомнить правила игры или последовательность элементов какого-то процесса. Становиться важным понимание сути материала, необходимого к запоминанию. Это напрямую влияет не только на качество усвоенного знания, но и на время его освоения.

Также появляется так называемая двигательная память, что позволяет ребенку совершать гораздо более сложные, многоэлементные движения. Например, не просто кружиться в танце, но при этом взмахивать в такт музыке платком. В это же время формируются навыки произвольного вспоминания – ребенок может вспомнить событие, его направленность, но без точных деталей временных привязок.

Чтобы в дальнейшем исключить проблемы, вызванные плохой памятью ребенка и сложностями с запоминанием, можно применять 10 простых правил.

Всегда спрашивайте у ребенка, как прошел его день. Пусть он расскажет всю хронологию событий и припомнит максимальное количество подробностей. Это послужит прекрасным тренажером для тренировки памяти. Задавайте ребенку уточняющие и наводящие вопросы, в процессе монолога подбадривайте его. Чтобы беседа не выглядела допросом, эмоционально включайтесь в беседу, просите ребенка давать оценку событиям дня, также расскажите о своем восприятии.

Откройте для ребенка огромный и увлекательный мир книг. Каждый вечер читайте ребенку книги, перед началом новой «сессии» просите его напомнить, на чем вы закончили читать в прошлый раз, уточните детали прочитанного. В качестве игры, разучивайте небольшие считалки, четверостишия или потешки, а потом устраивайте настоящие семейные «батлы». Это не только поможет укрепить память ребенка, но и сплотит вашу семью, а общение наполнится позитивными эмоциями.

Для тренировки памяти ребенка прекрасно подойдет игра в слова. Ее можно применять в любое время и в любом месте - дома, на прогулке, в поликлинике, транспорте и тому подобное. Назовите ребенку последовательность из 7-10 слов и попросите повторить ее в той же последовательности. Научите ребенка оперировать образами (метод ассоциаций), которые соответствуют этим словам, это поможет также развить образное мышление.

Развитие любого нового навыка, например, рисования или танцев, мытья посуды или полов, может служить тренажером для развития памяти ребенка.

Восприятие

Восприятие окружающего мира и его законов к этому возрасту становиться значительно глубже. Ребенок быстро осваивает сравнительные характеристики предметов и явлений, учиться оценивать их свойства. Например, в жизнь ребенка входят такие сложные категории, как время (текущее время, время суток или года) и пространство (понятия далеко - близко, верх - низ). Появляются понятия звука, вкуса, запаха, фиксация и осознание формы предмета (шар, треугольник, куб и так далее) и его фактуры (материала).

Мышление (в том числе и логическое)

У детей в возрасте 4-5 лет происходит становление и бурное развитие процесса мышления. Используя образное и логическое мышление, ребенок уже способен решать несложные задачи, например, выход из лабиринта или построение изображения в соответствии с предложенной схемой. Появляются навыки наглядно-образного мышления и навыки определения и фиксации сходства и различия.

РЕЧЕВОЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Речевое развитие детей 4-5 летнего возраста неразрывно связано с их интеллектуальным развитием.

1. Значительно улучшается техника произношения даже сложных звуков, дикция становится четче.

2. Ребенок беспрепятственно пользуется особенностями речи, например, с легкостью имитируя голоса животных. В речи появляется выраженная тональность. Это можно наблюдать при пересказе, когда персонажи «награждаются» разными голосами и интонациями.

3. Ощутимо увеличивается и словарный запас ребенка. Это особенно заметно в случае активного участия со стороны родителей - чтение книг, ведение бесед с ребенком об устройстве окружающего мира, проведение развивающих занятий и так далее.

4. В речи ребенка активно используется элемент сравнения, например, шумит, как ветер или журчит, как вода.

5. При пересказе текстов, в речи закрепляются сложные, развернутые предложения.

Что касается интеллектуального развития, можно отметить появление и закрепление у ребенка целого ряда новых навыков и умений.

1. Математические умения предполагают владение понятиями много - мало, больше - меньше, один – много, верх – низ, ребенок осваивает прямой и обратный счет до 5, знания основных геометрических фигур (их отличия и сходства).

2. К этому времени ребенок легко собирает предметы в группы в соответствие с цветом, формой, размером, может определить «лишний» в данной группе предмет. Быстро находит вещь по предложенному описанию.

3. Определяет время суток – утро, день, вечер, ночь. Владеет пониманием цвета, знает перечень семи основных цветов. Может перечислить основные профессии и род их деятельности. Знает и понимает суть погодных явлений (снег, дождь, ветер и так далее).

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

4-5 лет – период активного движения, когда ребенок уже достаточно овладел собственным телом и выработал навык координации движения. Ребенку жизненно необходимо движение в любых его проявлениях – подвижные игры, физические упражнения, прогулки и прочее. С помощью физической нагрузки ребенок может сбросить накопившееся интеллектуальное (от обучающих занятий) или эмоциональное напряжение, связанное с общением между детьми. Этот возрастной период может характеризоваться серьезными изменениями в росте и весе ребенка, колебания веса могут составлять 2 и колее килограмма (в сторону уменьшения). Без постоянной физической нагрузки, вес ребенка будет незаметно расти, что, в конечном итоге, приведет к проблемам в работе эндокринной и иммунной системы.

В 4 года ребенок уже хорошо бегает, готов выполнять несложные гимнастические упражнения – стойку на одной ноге, «мостик», бег с препятствиями. Без видимых проблем поднимается и спускается по шведской стенке, делает переворот (кувырок) вперед, готов пройти без ошибок по гимнастическому бревну и крутить обруч. Начинает освоение техники прыжков со скакалкой.

Основные правила занятий с детьми 4-5 лет

1. Первое и самое главное правило заключается в регулярности проводимых занятий, ребенок должен привыкнуть к предложенной нагрузке, должна появиться потребность в освоении чего-то нового.

2. Второе правило говорит о необходимости положительного эмоционального настроя ребенка. Никогда не заставляйте ребенка, это не даст положительных результатов. Узнайте причину отказа от занятий и постарайтесь найти новую мотивацию для их продолжения. Начинайте только если получили на это согласие ребенка.

3. Помните, что ребенку также необходимы периоды отдыха. Физические упражнения, в это время, можно заменить более длительными прогулками на свежем воздухе или временем, проведенным всей семьей в бассейне.

4. Если ребенок неожиданно начал говорить о том, что ему тяжело, обязательно уменьшите предложенную нагрузку, даже если, как вам кажется, она уже должна стать для ребенка привычной. Возможно сработал эффект накопления усталости.

5. Никогда не ругайте ребенка! Помните, что одной из основных составляющих его успешности в будущем является ваша поддержка, любовь и забота.
https://www.proaist.ru/articles/razviti ... t=23488231

Вернуться в «Мы растем!»