Почему взрослым непросто учиться: плюсы и минусы образовательных подходов

Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 19036
Зарегистрирован: 11 мар 2022, 17:32

Почему взрослым непросто учиться: плюсы и минусы образовательных подходов

Сообщение Admin »

Почему взрослым непросто учиться: плюсы и минусы образовательных подходов

Сегодня мы не перестаем учиться, окончив университет: все чаще зрелые люди покупают онлайн-курсы, повышают квалификацию, осваивают новые профессии. Однако не у всех и не всегда получается дойти до конца учебной программы. Причина редко связана с ленью, отсутствием мотивации или времени — зачастую дело в неподходящем методе обучения.

Найти интересные онлайн-курсы несложно — в интернете множество предложений. Можно научиться обработке фотографий или дизайну интерьеров, освоить иностранный язык или понять, как построить эффективную воронку продаж. Однако согласно независимому исследованию, до конца обучения доходят студенты только 20% онлайн-школ.

Тем не менее учащимся не стоит обвинять себя в лени: чаще всего им просто не подходит план обучения и манера преподавания. Вместе с поведенческим психологом Алиной Редько разбираемся, в чем плюсы и минусы разных образовательных подходов и существует ли универсальный эффективный метод для обучения взрослых.

ТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД

Этот подход знаком каждому с детства по школьным или университетским занятиям: учитель-ментор руководит, а ученики слушают и заучивают. Его основоположниками принято считать «отца педагогики» Яна Коменского и немецкого философа, психолога и педагога Иоганна Гербарта.

Сам же термин «традиционное обучение» вошел в обиход только в XX веке. Учеников обычно объединяют в группы примерно одного уровня подготовки. Иногда обучение ведется с преподавателем один на один, но это больше касается репетиторства или получения дополнительных навыков.

Плюсы и минусы

«Такой подход хорош для тех, кто привык все делать идеально и любит, когда соблюдаются правила, — отмечает Алина Редько. — Иначе человек не будет чувствовать себя в безопасности. Минус подхода в том, что преподаватели концентрируют внимание учеников на ошибках и снижают за них оценки. Однако метод обучения через положительное подкрепление не менее эффективен».


ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД

Проектный метод предложил американский философ и педагог Джон Дьюи в начале XX века. Цель подхода — вызвать личный интерес студента к изучаемой теме. Для этого преподаватель ставит перед учеником реальную проблему из жизни, а тот ищет способы ее решения, применяя знания, полученные на занятиях до этого.

Яркий пример подхода можно увидеть в сериале «Доктор Хаус» — там врач-наставник описывает команде молодых специалистов сложный клинический случай: пациент в критическом состоянии с загадочными симптомами. Время на решение задачи ограничено. Как утверждал сам Дьюи, такой метод позволяет воспитать личность, умеющую «приспособиться к различным ситуациям».

Плюсы и минусы

«Несмотря на очевидные плюсы метода, с ним не все так просто. Например, если проектная задача, поставленная перед студентом, окажется для него непосильной, это может быть серьезным препятствием в обучении, — рассказывает Алина Редько. — Составителям учебного плана важно учитывать этот аспект и давать студентам проекты по силам. А ученики должны быть готовы к тому, что их будут не только хвалить. Что-то может не получиться, но это не повод опускать руки».


ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС

Такая система обучения появилась сравнительно недавно — в 2007 году. Авторами ее стали два американских педагога Джонатан Бергман и Аарон Сэмс.

Учитель создает для студентов видеоролики, тесты, игры и подкасты, содержащие обучающий материал. Студенты знакомятся с ними дома и возвращаются к преподавателю, чтобы обсудить, разобрать наиболее сложные моменты теории и закрепить полученные знания.

Изначально авторы разработали модель перевернутого класса для учеников-спортсменов, которые из-за соревнований часто пропускали занятия. Развить эту систему обучения и вывести ее на новый уровень помогли СМИ — крупнейшие американские газеты и журналы поддержали новаторскую идею, и ее стали применять в обучении взрослых.

Плюсы и минусы

«Перевернутый класс дает много пространства для самостоятельной работы и планирования времени. Проблемы возникают, когда метод применяется при обучении несовершеннолетних. А у них недостаточно слаженно работают зоны мозга, которые отвечают за восприятие отложенного результата, — объясняет Алина Редько. — Но вот для людей старше 20 лет этот формат — один из наиболее удачных. Ведь он позволяет заниматься учебой тогда, когда для этого есть возможность, силы и время, в своем ритме».


СТОРИТЕЛЛИНГ

Истории, с которыми нас знакомят другие, — один из древнейших способов передачи информации. Сторителлинг (от англ. storytelling — «рассказывание историй») как метод обучения предложил американский предприниматель Дэвид Армстронг, глава международной компании Armstrong International.

Он внедрил этот подход в свой бизнес для быстрого обучения новичков. И после отметил, что эффективность работы фирмы заметно возросла. Рассказывание историй — один из древнейших способов передачи информации.

Сегодня востребованы разные формы сторителлинга:

- классический — когда преподаватель сам рассказывает историю студентам;
- активный — учащиеся вовлекаются в процесс и могут как-то влиять на сюжет;
- смешанный цифровой — когда обучающая история построена в виде интерактивных упражнений, выполняя которые студент открывает для себя новые сюжетные повороты.

Плюсы и минусы

«Эффективность этого метода высока, так как история сразу моделирует для студента конкретную ситуацию, а также вовлекает его в обучение на эмоциональном уровне, — поясняет Алина Редько. — Чувства сильно влияют на выбор и действия человека.

Если сторителлинг вызвал положительные эмоции и чувства, которые могут помочь для решения какой-то важной задачи, велика вероятность, что студент перенесет такой настрой и в жизнь, использует его при работе с реальными кейсами.

Ученики могут перенять даже ход мышления, полученный от рассказчика или главного героя учебной истории. Неэффективным этот метод бывает в том случае, если рассказчик или содержание истории по каким-то причинам оказались неприятны студенту».


МЕТОД ПОЛНОГО ПОГРУЖЕНИЯ

Погружение в среду — методика обучения с элементами релаксации, внушения и игры, которая сегодня в первую очередь распространена в изучении иностранных языков.

Смысл в том, что освоить новый язык легче, если разговариваешь на нем с преподавателем, читаешь на нем книги и сайты с новостями, смотришь мемы, фильмы и сериалы. Есть немало выездных языковых школ для взрослых, использующих этот подход.

Cтудентам предлагают выполнить интерактивные упражнения. Им нужно разобраться в ситуации и самостоятельно найти решение, используя языковой навык. Например, помочь герою упражнения найти точку доступа к стабильному вайфаю, чтобы отправить коллегам по работе важные файлы.

Плюсы и минусы

«Этот метод может быть максимально эффективным, если он учитывает силы и способности студента. Он здорово помогает «высветить» все недостающие знания и понять, что нужно совершенствовать дальше, — отмечает Алина Редько. — Однако если интенсивность погружения для конкретного человека окажется несопоставимой с его уровнем навыков, студент может все бросить.

Так что тем, кто планирует учиться с использованием такого метода, нужны поддержка и ясный план. Эту роль может выполнять как преподаватель, так и близкий человек, главное, чтобы он был готов давать стороннюю оценку и честную обратную связь: «Вот это тебе по силам, а это делать еще рано. Но у тебя уже многое получается, и это тоже получится».
https://www.psychologies.ru/standpoint/ ... -podhodov/
По вопросам работы ресурса можно писать сюда - mal-kuz@yandex.ru (мои ответы могут уходить в Спам) или в личные сообщения
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"! :love:

Вернуться в «Образование для взрослых»