https://www.pravmir.ru/ya-vas-vseh-ubyu ... strojstvo/Ребенок стал резко агрессивным. Или он приходит из школы — и запирается в своей комнате. А еще увлекся паркуром и сделал несколько татуировок. Это стресс или повод обратиться к психиатру? Отвечает детский и семейный психотерапевт Ирина Курносова.
Самая опасная агрессия — та, которой нет выхода
— Какие проявления агрессии должны вызвать беспокойство? Например, ребенок заходит в квартиру, пиная дверь, или разговаривает только криком?
— Если ребенок агрессивен всегда, а не только дома или не только в школе, если он проявляет агрессию к животным или тем, кто младше или слабее, — это повод насторожиться.
Но если ребенок сбрасывает агрессию в определенной ситуации, например, только при общении с родителями — это, скорее всего, его реакция на сложившиеся обстоятельства. Или он так сбрасывает накопленное внутреннее недовольство, которое свойственно подростковому возрасту.
Здесь сложно говорить однозначно. Я часто сталкиваюсь на приеме с тем, что ко мне приводят ребенка и говорят: «Он агрессивен, сделайте с ним что-нибудь». Я смотрю на родителей и понимаю, что ребенок неосознанно копирует их поведение. Например, он колотит кулаком по стенам, потому что папа так делает в гневе.
Вот ко мне на прием приходит семья. Мама рассказывает про дочь: «Я прошу ее, а она только кричит в ответ». И все это мама говорит с красным лицом, выпученными глазами, раздраженным повышенным тоном — видно, что это ее привычный стиль общения.
Если ребенок агрессивен, родителям надо вначале посмотреть на себя, на всю семью.
Но они ничего не готовы с собой делать, и это большая проблема, с которой сталкиваются психологи. Ребенок придет ко мне в кабинет на один час раз в неделю, остальное время будет видеть, как родители ругаются между собой, бьют посуду, общаются матом — и копировать их и дальше.
— То есть агрессия — не всегда плохо?
— Когда агрессия проявляется, это лучше, чем если она подавляется и накапливается. Проявляя ответную агрессию, ребенок защищается от негативных обстоятельств и давления. Если он смирится, уйдет в себя, может начаться депрессия или появиться психосоматика.
— Какая агрессия опасна в плане проявления насилия?
— Та, которой нет выхода. Если закипающему чайнику все отверстия перекрыть, он взорвется. Так и с детьми: если на ребенка орать, ставить в угол, бить его, он будет ощущать ответную агрессию.
Агрессия появляется, когда вторгаются в границы личности. Сначала будет копиться раздражение, потом это перейдет в агрессию, затем в гнев, ярость, а после и в ненависть. Если эти чувства не будут никуда канализироваться, что-то послужит последней каплей, например, насмешки в школе, и может случиться взрыв — подросток проявит насилие, сбросит накопленное годами напряжение.
Когда больной ребенок объединяет семью
— По каким симптомам мы можем определить начинающееся психическое расстройство?
— Если мы видим, что человек в разных ситуациях с разными людьми ведет себя похожим образом. Говоришь с ним ласково — бьет, говоришь с ним зло — бьет, в школе — бьет, родителей — бьет, младших сестер — бьет, на улице ребят — бьет. И так годами и в разных ситуациях.
Это, скорей всего, говорит о формировании психического расстройства. Окончательно формируется оно, как правило, после восемнадцати лет. Большинство диагнозов ставят после совершеннолетия.
Но есть и диагнозы, характерные для детского и подросткового возраста. Например, если ребенок очень подвижный, ни минуты не сидит на месте, наблюдается дефицит внимания — это может быть проявлением гиперкинетического расстройства. Если проявляет неадекватные по силе эмоции или ведет себя регулярно асоциально — это могут быть расстройства поведения и эмоций. Но это все же не окончательные диагнозы, и дети их часто перерастают.
Всегда надо смотреть на ситуацию: если ребенка травят в школе, конечно, у него будет негатив. И поставить ему диагноз «эмоциональное расстройство» тоже нельзя, потому что в данном случае он адекватно проявляет свои эмоции.
Ни в коем случае нельзя здесь навешивать ярлыки, это, скорее всего, приведет к ухудшению поведения, а не к улучшению.
Чем больше родители будут принимать индивидуальные особенности ребенка и поддерживать его, тем больше вероятность, что он перерастет их и примет себя. Все-таки психика очень пластична в детском возрасте, происходит дозревание, формируются способы адаптации к разным стрессовым ситуациям.
Но ни один родитель без специального образования с этим сам не разберется. И даже психиатр с первого раза не всегда может поставить диагноз, иногда нужно собирать комиссию и принимать решение коллегиально. Часто бывает, что родители обращаются к специалисту уже тогда, когда стрессы накопились и очень сложно разрешить закрепленные годами внутрисемейные противоречия.
— Поэтому при тревожащих симптомах, как соматических, так и психических, лучше обращаться к специалисту, а не прибегать к самодиагностике?
— Конечно. Родители видят ситуацию субъективно. Агрессия ребенка может восприниматься родителями как атипичное явление, если они сами имеют внутренний запрет на проявление агрессии или обладают другим темпераментом, не таким, как у сына или дочери. Например, родитель-флегматик может темперамент ребенка-холерика воспринимать как агрессивный.
Нередко родители сами бывают провокаторами: например, какая-то проблема ребенка (психический или психосоматический симптом) удерживает их вместе. Ребенок — носитель проблемы — выступает как клей между супругами. Фактически на нем семья и держится, я часто это вижу в практике. И муж с женой не могут ни полноценно быть вместе, ни разойтись. И сложно бывает этот клубок распутать.
Тут можно такой пример из практики привести: ребенок много лет страдал энкопрезом (недержание кала), это сплачивало семью. Мама не могла выйти на работу, все время водила ребенка по врачам, отец работал один, ощущал ответственность. Родители не могли развестись, несмотря на то, что супружеские отношения давно сошли на нет.
После курса семейной психотерапии супруги разобрались в своих противоречиях, восстановили полноценные отношения, перестали ссориться, начали проговаривать трудности и выстраивать конструктивный диалог. А ребенок «самоизлечился».
Вызывающий цвет волос, пирсинг, тату — обычно провокация
— Подросток проколол пятую дырку, набил третью татуировку, в четвертый раз за месяц перекрасил волосы. Это может говорить о начале психического заболевания или пограничного расстройства?
— Может говорить, а может и нет. Подростковый кризис часто сопровождается недовольством собственной внешностью, неприятием себя, заниженной самооценкой. Поэтому подростки часто экспериментируют — примеряют разные образы, порой провокативные, вызывающие.
Задача подросткового возраста — отделиться от мира взрослых, разрушить ценности родителей и на их основе создать новые, свои.
Борьба за самостоятельность часто ограничивается лишь внешними чертами непохожести, критикой к общим ценностям. Вызывающий цвет волос, пирсинг, тату — обычно провокация, чтобы настроить родителей и взрослых против себя и таким образом отделиться. Многие подростки что-то такое делают и потом вырастают в обычных взрослых.
— А селф-харм? Вот он себя порезал тайно в школе и демонстративно дома. Или наоборот. Это повод для обращения к психиатру?
— Селф-харма очень много стало. Мы с коллегами на конференциях эту тему обсуждали и пришли к выводу, что это отчасти дань моде, подражательство: один в классе порезался, за ним несколько повторили. Далеко не всегда это психиатрическое заболевание.
Обычно это размытые границы тела. Тогда возникают вопросы: почему они размыты? Может, подростка пороли в детстве? Запрещали ему проявлять эмоции? Принимали только с хорошим, «правильным» с точки зрения родителей поведением?
Причин селф-харма множество: это и неспособность проживать гнетущие неприятные эмоции (тоску, печаль, гнев), и аутоагрессия, и перевод эмоциональной боли в физическую, и попытка привлечь внимание к своей личности и своим проблемам. Надо каждый раз индивидуально разбираться.
Далеко не всегда селф-харм — признак психического расстройства или пограничного расстройства личности. Мы вообще про расстройство личности можем говорить только после 18 лет.
— Частая резкая смена настроения или увлечений всегда повод для внимания и беспокойств?
— Это может быть и индивидуальной особенностью характера, и проявлением заболеваний. Надо смотреть на диапазон этих проявлений и сроки возникновения.
Если ребенок был склонен к перепадам настроения с раннего детства и это ему не мешало, в пубертате может произойти заострение личностных черт.
Это мы к патологии не относим, это может быть свойством темперамента и индивидуальными особенностями. В данной ситуации психолог может помочь ребенку лучше себя организовать, справиться с эмоциональным состоянием.
Но если мы видим, что смена настроений сопровождается цикличностью, например, весной и осенью ребенок впадает в депрессивное состояние, спит и лежит много, а ест мало, или, наоборот, повышается активность, аппетит возрастает, это уже повод обратиться к психотерапевту или психиатру.
— Ребенок стал все время проводить в своей комнате, за исключением школы. Пришел из школы, поел и заперся до утра. Может ли человек внезапно стать интровертом? Или у него просто наступил плотный период уединения, погружения в себя?
— Надо смотреть на возраст ребенка, семейную ситуацию, предшествующие события. Это может быть характерная для определенного возраста смена интересов. Например, ребенок проводит много времени в соцсетях, так как проходит период социализации. Ему требуется много общения, и он не может его по разным причинам получить офлайн.
Или, возможно, в семье ситуация неблагоприятная, и ребенок пытается изолироваться, потому что иначе неизбежны конфликты с родителями. Возможно, он потерял к ним доверие, не хочет и не может с ними ничем делиться.
А может, ребенок погрузился в воображаемый мир, в мечты. Бывает, что у человека в какой-то жизненный период нет сил и ресурсов на реальный личностный рост и он начинает жить в своем воображении.
Экстраверсия или интроверсия — это такое же врожденное свойство психики, как и темперамент. Если ребенок много общался, а потом замкнулся в своей комнате, надо разбираться с причинами. Ко мне приводят очень часто таких замкнувшихся детей, просят: «Разбирайтесь с ним». Я отвечаю, что с ребенком поговорить можно, но и работа с родителями, скорее всего, потребуется. Важно понять, что вызывает недоверие ребенка, почему он не идет со своими трудностями к самым близким людям.
— Какие увлечения ребенка должны вызвать настороженность? Вот дочь записалась на курсы тарологов, а сын увлекся паркуром.
— Я бы разделила увлечения на просто странные и на опасные для жизни и здоровья. Употребление токсических веществ, алкоголь, зацеперство, бродяжничество — явный повод насторожиться и начать принимать экстренные меры. А вот эзотерикой, например, сегодня многие подростки интересуются, во многом это обусловлено просматриваемыми передачами, а также мировоззрением, когда человек пытается изменить свою жизнь не личной работой, а при помощи внешних сил.
У подростков много желаний и мало возможностей, что способствует такому способу мышления.
Чаще всего подобные увлечения ни к чему не приводят и со временем проходят. Но здесь все же надо смотреть на степень увлеченности. Если это участие в обрядах, выполнение мистических ритуалов, на изучение которых ребенок тратит много времени, то, вероятно, стоит насторожиться и показать ребенка психологу. Нужно разобраться с причинами внутреннего дискомфорта, которые заставляют его уйти в вымышленный мир.
«Я завоюю мир»
— Регулярно происходят случаи, когда подростки идут убивать. По каким поступкам можно заметить, что ребенок способен на самое страшное?
— Следует обратить внимание, например, на жестокое обращение с животными или слабыми членами семьи. Также накопленное напряжение, которому нет выхода, может привести в дальнейшем к непредсказуемым последствиям.
Человек может подвергаться моральному и физическому насилию годами, как дома, так и в школе. У него нет возможности ответить. И если человек не находит канала для выражения агрессии, она может вырваться наружу с неадекватной силой.
— А таким каналом могут быть компьютерные игры?
— По сути, да. Когда ко мне приводят ребенка с компьютерной, по мнению родителей, зависимостью, всегда надо смотреть, во что он играет и что это ему дает. Может оказаться, что играет он в стрелялки и они ему необходимы, чтобы сбрасывать накопленную агрессию.
Дальше можно распутывать этот клубок — понять, почему агрессия копится, есть ли у подростка возможность сбрасывать ее через спорт или, например, дискуссионные клубы. Мы смотрим, как это все формируется, и, если понимаем, что по-другому никак, то лучше пусть играет, чем идет убивать.
— Слова «Я вас всех убью!» могут быть пустой манифестацией? Или это всегда говорит о намерении, пусть даже и подсознательном?
— Вербальная агрессия — достижение современного человека. Если древний человек брал палку, шел и бил противника, то с развитием речи он стал просто браниться. Сами по себе слова снижают градус внутреннего накала, а значит, и вероятность действий.
Но такие слова — всегда призыв разбираться в этой ситуации. Подросток кричит: «Я вас всех убью!» Скорее всего, он так сбрасывает напряжение. Надо исследовать, от чего оно копится, какое есть неблагополучие в системе его взаимодействия с собой и окружающими.
— А слова «я завоюю мир» — это всегда психиатрия или тоже могут быть проявлением обычного подросткового превосходства?
— Надо смотреть на контекст и сопутствующие симптомы, если они имеются. Речь может идти о патологических фантазиях или об уходе в мир иллюзий от реальных проблем. Но даже психиатр после первого приема не всегда может определить причину этих состояний наверняка, иногда требуется комплексная психодиагностика, и лишь на повторном осмотре можно окончательный диагноз поставить. И то он в последующем может поменяться.
Если такие слова звучат регулярно — это повод показаться специалисту.
Во время первичного приема около часа идет клиническая беседа, мы смотрим, что подросток говорит, почему он это говорит, в каких ситуациях. Формируется психотерапевтическая версия и предварительный диагноз, и разрабатывается схема последующих действий.
— Как отличить ребенка с психическим отклонением от артиста? Как пример: один подросток крушил и двери, и мебель, и бытовую технику. Но ни разу не угробил ни одной своей вещи. После аффекта неизменно рыдал, уходил часа на полтора в душ, потом извинялся искренне. Артист?
— Демонстративный радикал может быть чертой характера. Также симптомы привлечения внимания встречаются при различных психопатологиях: невроз, истерическое расстройство личности.
Подросток крушит мебель. Возникает вопрос: «Что он хочет?» В доме есть семейная дисгармония и он пытается привлечь внимание к какой-то своей проблеме? Или это протестная форма против какого-то поведенческого стереотипа родителей? Или попытка разрушить какую-то в его понимании несправедливость?
Но это может говорить и о той или иной форме психопатологии. Отличить невооруженным взглядом одно от другого без специального образования очень сложно, это опять-таки повод обратиться к психотерапевту. И он уже должен разобраться, что же происходит в семейной системе, от чего этот артистизм появился. Подросток — всегда артист, в любых ситуациях, или он только в семье роль играет? И что происходило накануне? А что происходит в отношениях с родителями? И нет ли у него дискомфорта в школе, который он сбрасывает в семье?
Здесь очень много тонкостей, и ответить однозначно: это артист, а это человек, страдающий психопатологией — мы не можем точно, пока не проконсультируем ребенка у специалиста.
— Может ли сильный стресс, смерть или развод родителей, переезд, брат или сестра с инвалидностью стать причиной развития психического заболевания?
— Здесь мне тоже хочется с терминологией определиться, что мы называем психическим заболеванием.
В международной классификации болезней есть коды заболеваний, возникновение которых связано с реакцией на тяжелые стрессы и расстройством приспособительных реакций. Но это обычно временное состояние, которое возникает непосредственно после воздействия сильного стресса и проявляется появлением различных симптомов: депрессии, тревоги, нарушением поведения.
Как правило, симптомы длятся в течение шести месяцев после стресса, редко — до двух лет.
Любая здоровая психика при воздействии интенсивного стресса может так реагировать, и потому это не заболевание, а скорее состояние. Оно быстрее пройдет при психотерапевтическом лечении. Изредка применяется фармакология, но может пройти и самостоятельно. Кроме того, известно, что стресс может манифестировать и проявление более серьезной психопатологии.
Когда нужно обратиться к психотерапевту или психиатру
- Необоснованная агрессия в ответ на любое обращение: хорошее, плохое, ласковое, нейтральное.
- Ребенок проявляет агрессию или насилие к животным или тем, кто младше или слабее.
- Агрессивное поведение и дома, и в школе, и в другой среде.
- Цикличные депрессии, сезонные смены настроения: весной/осенью, раз в несколько месяцев на протяжении длительного времени, смены депрессивного настроения и возбужденного.
- Необычные, опасные для жизни и здоровья увлечения.
- Внезапное появление каких-либо ранее не присутствовавших симптомов (замкнутость, нелюдимость, уход в себя, необычные высказывания).
- Непринятие собственной внешности, которое проявляется в отказе от общения, искажении системы питания и фиксации на вымышленных недостатках.
- Категорический отказ от деятельности, которая раньше не вызывала негатива (например, отказ от посещения учебного заведения).
- Частые и длительные заболевания (часто это является следствием психологического дискомфорта).
- Стрессовые семейные ситуации, которые приводят к появлению каких-либо симптомов (нарушение сна, появление тревоги, депрессии, нарушение поведения).
«Я вас всех убью и завоюю мир!» — кричит ребенок. Это психическое расстройство?
-
- Администратор
- Сообщения: 19528
- Зарегистрирован: 11 мар 2022, 17:32
«Я вас всех убью и завоюю мир!» — кричит ребенок. Это психическое расстройство?
По вопросам работы ресурса можно писать сюда - mal-kuz@yandex.ru (мои ответы могут уходить в Спам) или в личные сообщения
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"!
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"!