Скулшутинг: почему люди становятся «стрелками» и как обезопасить от них своих детей?

Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 19528
Зарегистрирован: 11 мар 2022, 17:32

Скулшутинг: почему люди становятся «стрелками» и как обезопасить от них своих детей?

Сообщение Admin »

Трагедия в ижевской школе, где от рук «стрелка» погибло 11 детей, вновь подняла наболевшие вопросы. Почему местом нападения почти всегда становятся учебные заведения? Можно ли предугадать нападение? Что должно быть сделано, чтобы это больше не повторялось? И как быть родителям? Рассуждают психиатр и детский психолог.

«ШКОЛЬНЫЕ РАССТРЕЛЫ ЧАСТО СОВЕРШАЮТСЯ С НАМЕРЕНИЕМ ОТПРАВИТЬ СООБЩЕНИЯ ДЛЯ БОЛЕЕ ШИРОКОЙ АУДИТОРИИ»

Алексей Кирюхин, психиатр


Почему большинство «стрелков» — мужчины?

То, что мужчины чаще, чем женщины, становятся «стрелками», может быть связано как с биологическими, так и с социальными факторами. С социальной точки зрения, общество ориентирует женщин на другие ценности, нежели мужчин. Речь как раз о тех самых гендерных стереотипах, которые до сих пор имеют место быть, которые по-прежнему значимо влияют на место женщины в социуме.

С биологической точки зрения важно понимать, как проявляется агрессия у разных полов. В мужском агрессивном поведении решающая роль отводится форме агрессии, чаще прямой физической, а в женском — виду агрессии, и предпочтение отдается косвенному вербальному. То есть для мужчин важен не столько вид агрессии (вербальный или физический), сколько выражение ее в открытой форме. У женщин же, как раз из-за социокультурных стереотипов, все наоборот.

Из-за чего местом трагедии чаще всего становятся школы и университеты, причем те, в которых учились сами «стрелки»?

Такие нападения следует отличать от террористических актов, которые чаще совершаются в местах большого скопления людей. Это совершенно разные преступления, в первую очередь, отличающиеся по мотивам — и в данном случае дело не количестве возможных пострадавших. Здесь и вопрос удобства, и психологический фактор.

«Стрелки» чаще всего тщательно готовятся, планируют свои действия, и знакомое место, безусловно, помогает им при подготовке. С психологической же точки зрения, школьные расстрелы часто являются символическими актами, совершенными с намерением отправить сообщения для более широкой аудитории, чем непосредственные жертвы. В некоторых случаях это сообщение встроено в сам акт, но может быть и так, что преступник оставляет сообщение другим способом: например, через записи в соцсетях, видео.

Что обозначает нахождение на учете в психдиспансере?

Понятия «учета» в законе о психиатрической помощи не существует. Человек может находиться под наблюдением диспансера, ему присваивается определенная группа наблюдения в зависимости от тяжести заболевания.

Наблюдение в диспансере само по себе никак не ограничивает человека в его возможностях или правах. Напротив, регулярное посещение врача-психиатра позволяет достичь ремиссии болезни и вести совершенно нормальную жизнь, активно участвовать в социальной жизни общества. Но при ухудшении проявления болезни, конечно, могут ограничивать человека в его возможностях. К примеру, человек с диагнозом «шизофрения» и частыми обострениями заболевания не может водить машину, тем более — владеть оружием.

Почему «стрелки» — «болезнь» России и США?

Вопрос влияния особенностей той или иной страны на явление «скулшутинга» должен рассматриваться в больших мировых исследованиях, поэтому на данный момент на него однозначно ответить нельзя. Но по мнению некоторых авторов причинами подобного поведениями могут быть:

- социальная изоляция — начиная с плохих внешних данных или отличных от большинства сверстников увлечений, заканчивая низким социальным и финансовым статусом семьи и наличием болезней

- декомпенсация психических заболеваний, психологические травмы. Личности, имеющие такие травмы более склонны к депрессии, агрессивному поведению, проявлением неконтролируемых эмоций и другим деструктивным действиям.

- влияние социальных институтов, заключающееся в наличии различного «треш-контента», из-за чего могут стираться морально-этические черты, грани между приемлемым и неприемлемым поведением

Есть ли сигналы в поведении человека, которые могут подсказать окружающим, что он не в порядке?

Безусловно, такие сигналы могут быть. Часто уже после случившейся трагедии находят различные предпосылки и признаки, что преступник готовился. Особенно часто мы видим различные посты в соцсетях. Но говорить о психологическом портрете и соответственно, вопросах профилактики и безопасности, сложно. Так, в США, где проблема скулшутинга очень актуальна, проводилось исследование, которое показало, что нельзя точно выделить определенный тип школьников, склонных к такого рода преступлениям.

«ДЕТЕЙ НАДО НАУЧИТЬ ПОВЕДЕНИЮ В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ, НО НЕ НУЖНО ПОРОЖДАТЬ В НИХ УЖАС ПЕРЕД ШКОЛОЙ»

Лариса Суркова, детский психолог

Что делать с проблемой скулшутингов в глобальном смысле?


Прежде всего нужно вкладывать деньги в развитии психиатрии, психотерапии, обязательных психиатрических диспансеризаций и в нормальную работу психологических служб в школе. А также не допускать продажи оружия без специальных документов.

Что делать с ней родителям?

Главное — не перегибайте палку. Детей надо научить поведению в опасных ситуациях, но не нужно их пугать и порождать в них ужас перед школой. Чтобы навык поведения в опасных ситуациях был сформирован, его надо тренировать. Книгами, мультиками, играми-симуляторами и различными учениями. К сожалению, ничего про школу я не встречала, но такие сериалы, как «13 причин почему», советую всем родителям подростков.

Что я рекомендую сделать:

- Пойти к директору с просьбой или требованием провести учение. Это не стоит ничего, но часто именно родители против таких мероприятий. Учения о том, как себя вести, как закрывать класс, куда прятаться, должны проводиться 3-5 раз в год!

- Поговорить с детьми. Самим, не дожидаясь, пока их напугают. О том, что такое бывает, что это беда, и о том, как нужно себя вести. Правила есть в сети, публикуют их сегодня многие. Если кратко: молчать, не плакать (это часто раздражает нападавших), прятаться за парту, если есть телефон или часы, то нажать тревожную кнопку. К сожалению, чаще всего первое, что делают дети — снимают видео. А чем больше будет нажато тревожных кнопок, тем серьезнее будет уровень реагирования.

- Если ваш ребенок в курсе ситуации, если он боится, то можно на один-два дня оставить его дома, если есть с кем. Будьте в контакте с ним. Слушайте его. Давайте высказаться, не перебивая. Больше обнимайте, гладьте по голове, целуйте. Пересмотрите контент, уберите то, что может усугубить реакцию ребенка. Сейчас детям понадобится заземление, те, кто будут островком стабильности. А это прежде всего родители.
https://www.psychologies.ru/articles/sk ... ikh-detei/
По вопросам работы ресурса можно писать сюда - mal-kuz@yandex.ru (мои ответы могут уходить в Спам) или в личные сообщения
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"! :love:

Вернуться в «Психология для взрослых»